Научно-практические семинары в системе методической работы школы по теме «Организация научно-исследовательской деятельности учащихся»
А.В. Кушко, кандидат педагогических наук
Одной из главных задач развития познавательной активности учащихся в процессе образования является организация детской научно-исследовательской деятельности (ДНИД). Перед тем как приступить к ее практической реализации, руководителям школ необходимо ответить на следующие вопросы:
• как определить, какие ученики и учителя способны и готовы заниматься таким видом деятельности?
• каково содержание этой деятельности?
• как оформить полученные по итогам исследования результаты, подготовить исследовательскую работу?
Для ответа на эти и другие вопросы целесообразно провести серию семинаров для учителей и заместителей директоров школ по организации детской научно-исследовательской деятельности. При подготовке и проведении семинаров можно использовать следующую схему:
1) теоретическое освещение той или иной педагогической проблемы;
2) возможности решения данной проблемы в педагогической практике;
3) собственный опыт школы, методических объединений и отдельных учителей в решении данной проблемы;
4) обмен мнениями.
Ниже предлагаются некоторые материалы для проведения семинаров.
1-й семинар: «Формы и методы обучения»(вводный семинар)*
1.Общая характеристика методов обучения
Таблица 1
2. Матрица разнообразия форм и методов обучения
Таблица 2 отражает пример взаимосвязи форм и методов обучения отдельно взятого учителя.
Возможно, одним из показателей мастерства учителя является то, сколько клеток этой матрицы он сможет заполнить. Закрасив те или иные клетки, учитель увидит, что у него получается хорошо, а над чем следует поработать. Такая матрица может лежать в основе индивидуальной программы самообразования учителя, явиться отправным пунктом в целенаправленном поиске профессионально значимой информации.
Чем больше педагог заполнил клеток, тем более разнообразна его деятельность по управлению учебно-познавательными процессами учащихся. При этом учитель может добавить в клетки один из трех значков:
+ - знаю, умею, готов показать и помочь другим учителям;
D - владею, но полной уверенности нет;
Д - не владею, но хотел бы познакомиться и научиться применять.
Таблица 2. Матрица разнообразия форм и методов обучения, применяемых учителем
Метод |
Объяснительно-иллюстративный |
Программированное обучение |
Эвристический |
Проблемное обучение |
Модельное обучение |
Форма |
|
|
|
|
|
Рассказ |
+ |
|
D |
|
Ä |
Беседа |
+ |
|
+ |
|
Ä |
Лекция |
+ |
Ä |
|
Ä |
Ä |
Семинар |
+ |
|
Ä |
|
+ |
Семинар-практикум |
|
Ä |
|
|
|
Практикум |
|
|
Ä |
+ |
|
Практическая работа |
+ |
|
|
Ä |
|
Лабораторная работа |
+ |
+ |
|
|
Ä |
Экскурсия |
D |
D |
D |
|
|
Самостоятельная работа |
+ |
D |
D |
D |
Ä |
…………… |
|
|
|
|
|
Данными этой матрицы может воспользоваться заместитель директора школы для того, чтобы представить себе, что могут педагоги. Пример сводной матрицы предлагается ниже (см. таблица 3). Цифрами обозначено количество учителей, указавших данную ячейку.
Таблица 3. Матрица разнообразия форм и методов обучения, применяемых учителями школы
2-й семинар: «Организация исследовательской деятельности учащихся в школе»
1. Исследовательская деятельность в школе* (общедидактические подходы)
Таблица 4.Сравнение традиционного и исследовательского подходов к обучению
2. Требования к организации исследовательской деятельности в школе
1. Общие требования к исследовательской деятельности
1.1. Необходимо, чтобы у учащегося возникло чувство неудовлетворенности имеющимися представлениями. Он должен прийти к ощущению их ограниченности.
1.2. Новые представления (понятия) должны быть такими, чтобы учащиеся ясно представляли их содержание и допускали сосуществование с имеющимися представлениями о мире.
1.3. Новые идеи должны быть явно полезнее старых. Новые представления будут восприняты как более плодотворные, если они помогают решить нерешенную проблему, ведут к новым идеям, обладают более широкими возможностями для объяснения или предсказания.
2. Требования к процессу исследования
2.1. Побуждать учащихся формулировать имеющиеся у них идеи и представления, высказывать их в явном виде.
2.2. Сталкивать учащихся с явлениями, которые входят в противоречие с существующими представлениями.
2.3. Побуждать к выдвижению предположений, догадок, альтернативных объяснений.
2.4. Давать учащимся возможность исследовать свои предположения в свободной и ненапряженной обстановке, особенно путем обсуждений в малых группах.
2.5. Предоставлять ученикам возможность применять новые представления к широкому кругу явлений, ситуаций так чтобы они могли оценить их прикладное значение.
3. Требования к учителю, реализующему исследовательский подход к обучению
Учитель, руководящий исследовательской деятельностью учащихся, должен:
3.1. Тонко чувствовать проблемность ситуаций, с которыми сталкиваются учащиеся, и уметь ставить перед учеником (группой учащихся) реальные задачи в понятной для учеников форме.
3.2. Выполнять функцию координатора исследовательской деятельности и партнера учеников, избегать директивных приемов.
3.3. Стараться увлечь учащихся проблемой и процессом ее глубокого исследования, стимулировать творческое мышление при помощи поставленных вопросов.
3.4. Проявлять терпимость к ошибкам учеников, предлагать свою помощь или адресовать к нужным источникам информации.
3.5. Организовывать мероприятия, способствующие сбору учениками данных, консультации их со специалистами по исследуемой проблематике.
3.6. Предоставлять возможность для регулярных отчетов учащихся, рабочих групп; обмена мнениями в ходе обсуждений. Поощрять критическое мышление учащихся.
3.7. Заканчивать процесс исследовательской деятельности до появления признаков потери интереса ребят к проблеме.
3.8. Способствовать продолжению учащимися научно-исследовательской деятельности.
3. Критерии выбора учебных проблем
1. Проблема соответствует познавательным потребностям ученика или группы учащихся.
2. Ученики принимают участие в отборе учебных проблем и в разработке плана действий и способов их решения.
3. Наличие необходимых ресурсов для решения проблемы.
4. Выбранная проблема допускает выбор способов решения, активизируя тем самым механизмы принятия решения.
5. Учет предшествующей подготовки и опыта школьников.
6. Выбранная проблема является достаточно обычной и повторяющейся, чтобы оправдать усилия группы учащихся.
7. Учебная проблема должна быть достаточно серьезной и значимой, чтобы гарантировать заинтересованность всего класса.
8. Проблема отвечает возрастным особенностям учащихся и может быть ими решена (этот критерий особенно важен при формулировке проблемы и отборе материалов для ее решения).
Как правило, проблемы, которые школьники считают настоящими, обычно выходят за рамки одного предмета. К решению реальной проблемной задачи часто привлекаются умения, понятия и знание явлений, относящихся к целому ряду учебных дисциплин. Таким образом, при организации исследовательской деятельности может потребоваться пересмотр расписания (в большей степени это относится к использованию исследовательского подхода в обучении на третьей ступени школы).
3-й семинар: «Проектная деятельность в школе»*
1. Виды проектов. Этапы работы над проектом
Проект - замысел, план; разработанный план сооружения, механизма; предварительный текст какого-либо документа (Словарь иностранных слов).
Виды проектов в школе.
Монопредметный проект - проект в рамках одного учебного предмета (учебной дисциплины), вполне укладывается в классно-урочную систему.
Межпредметный проект - проект, предполагающий использование знаний по двум и более предметам. Чаще используется в качестве дополнения к урочной деятельности.
Надпредметный проект - внепредметный проект, выполняется на стыках областей знаний, выходит за рамки школьных предметов. Используется в качестве дополнения к учебной деятельности, носит характер исследования.
Таблица 1. Последовательность работы над проектом
2. Оценивание проекта*
1-й способ. Перед защитой проекта на каждого учащегося составляется индивидуальная карта. В ходе защиты она заполняется педагогом и одноклассниками, а затем и самим учеником. После этого подсчитывается среднеарифметическая величина из расчета баллов, выставляемых в данной позиции (таблица 2).
Таблица 2. Индивидуальная карта учащегося, защищающего проект
Суммирование в этом случае выглядит следующим образом: 85-100 баллов - «отлично»; 70-85 баллов - «хорошо»; 50-70 баллов - «удовлетворительно»; менее 50 баллов - «неудовлетворительно».
Для избежания «двойки» за проект в ходе проектирования необходимо проводить консультации, дискуссии, насыщать учебную деятельность элементами самостоятельного познания и получения информации.
2-й способ. Для оценивания индивидуальной работы над проектом более удобна рейтинговая оценка (таблица 3). Подобная анкета заполняется в ходе защиты самим проектантом, его одноклассниками и учителем.
Таблица 3. Рейтинговая оценка проекта
Итоговая оценка (балл): 180-140 баллов - «отлично»; 135-100 баллов - «хорошо»; 95-65 баллов - «удовлетворительно»; менее 65 баллов - «неудовлетворительно».
3 способ. Для старшеклассников можно предложить более сложный рейтинговый подход, где выделяются и оцениваются 10 критериев на 4 уровнях (0, 5, 10, 20 баллов). Сложность заключается не в оценке, а в повышенных критериях, приближающихся к вузовским. Сама оценка складывается из суммы среднеарифметической величины коллективной оценки, самооценки и оценки преподавателя (сумма делится на три). Выделяются 5 критериев выполнения и 5 критериев защиты проекта, и каждый из них оценивается отдельно (таблица 4). Правда, при таком подходе исключена оценка собственно деятельности учащихся в процессе проектирования.
Таблица 4. Рейтинговая оценка (повышенный уровень)
Итоговая оценка (балл): 200-155 баллов - «отлично»; 154-100 баллов - «хорошо»; менее 100 баллов - «удовлетворительно».
4-й семинар: «Организация ученического научного общества»
Формы работы ученического научного общества (УНО)*
1. Лекторское бюро.
Цель - подготовка популярных лекций по вопросам:
1) новейшие достижения науки и техники;
2) история науки;
3) деятели науки;
4) загадки и тайны науки;
5) и другие (обсуждаются на заседании секции при утверждении плана работы).
2. Теоретический отдел.
Цель - углубление знаний учащихся, интересующихся той или иной наукой.
Работа членов секции заключается в написании рефератов на выбранную тему и защите их на заседании секции (заседании совета УНО, неделе/декаде по предмету, конференции, экзамене и т.п.). Наиболее интересны и значимы рефераты междисциплинарного содержания, написанные на стыках областей знаний (физика-химия, астрономия-биология, химия-астрономия, физика-биология, математика-информатика, литература-история и другие сочетания).
Научное руководство отделом осуществляют учителя-предметники, преподаватели вузов (при наличии такой возможности).
Рекомендации для «теоретиков» можно давать в виде «рецептов научного поиска».
Рецепт 1. Собрав множество фактов, найти между ними нечто общее и на основании этого сделать теоретический вывод. Так в основном работают геологи, археологи, социологи.
Рецепт 2. Исходя из теоретических предпосылок, построить систему, которая позволит объяснить встречающиеся факты. Так чаще всего работают математики и физики.
Рецепт 3. Сравнивая уже известные теоретические положения и факты, сопоставляя их, обнаружить между ними неожиданные, многообещающие связи. По этому пути идут и физики, и химики, и медики.
Рецепт 4 и др. …(могут возникнуть при совместном обсуждении на секции).
3. Бюро научной и технической информации (БНиТИ).
Основная задача - систематическое ознакомление учащихся школы с новыми открытиями и изобретениями в различных областях науки, а также со знаменательными датами календаря науки (о жизнедеятельности ученых и изобретателей, о лауреатах Нобелевской премии, о юбилейных датах научных открытий и т.п.).
Работа членов секции заключается в проведении обзоров научно-популярных журналов: «Наука и жизнь», «Квант», «GEO», «Природа» и др. (целесообразно за каждым членом секции закрепить определенный журнал и проводить его обзор ежемесячно).
О проведенном обзоре можно сообщать на специальном стенде, по школьному радио, в устных журналах.
4. Библиографический отдел.
Задача отдела - популяризация среди школьников научно-популярной и научно-фантастической литературы.
Работа членов секции начинается с тщательного просмотра книг в школьной (районной, городской) библиотеке и составления на них подробных аннотаций. В дальнейшем учащиеся следят за поступлением новых книг, устраивают различные выставки (тематические, предметные, авторские), создают стенды книжных новинок.
5. Секция смекалистых («Думающая группа»).
Задача секции - объединить любителей решать нестандартные и трудные задачи.
Работа членов секции заключается в подборе нестандартных и трудных задач, подготовке школьников к интеллектуальным марафонам, предметным неделям и другим внеклассным мероприятиям по предметам.
6. Секция занимательной науки.
Задача секции - проведение в младших классах викторин, турниров, часов и вечеров занимательной науки и т.п.
7. Ученическое конструкторское бюро - УКБ.
Задачи секции - поддержание школьного оборудования в рабочем состоянии.
Работа членов секции заключается в изготовлении и ремонте приборов, приспособлений, установок, а также в выполнении заказов других секций УНО для проведения вечеров, выставок, олимпиад и т.д.
Руководителем секции могут быть кто-либо из учителей предметов естественнонаучного цикла или технологии, технических работников, инженеров, родителей.
8. Секция администраторов.
Задача секции - подготовка к проведению экскурсий, вечеров, выставок, конференций, встреч в рамках работы УНО.
Члены секции фактически координируют всю работу УНО, являются первыми помощниками учителей-предметников и могут их заменить при подготовке и проведении репетиций по плану мероприятий УНО.
5-й семинар: «Внеурочная образовательная деятельность учащихся: факультатив, предметная неделя, ученическая конференция»*
Внеурочная образовательная деятельность - это различные виды самостоятельной образовательной деятельности школьников: массовые, групповые и индивидуальные.
Массовая внеурочная работа может проводиться в форме вечеров и спектаклей, викторин и познавательных игр, конкурсов и выставок, конференций и предметных недель, лекториев и т.п.
К групповым внеурочным занятиям можно отнести факультативы, школьный совет по учебному предмету, кружки, творческие объединения учащихся, клубы, ученическое научное общество и т.п.
Индивидуальная внеурочная образовательная деятельность может осуществляться в виде исследовательских работ, конструирования, проектной деятельности, прикладных работ.
Основные формы внеурочной образовательной деятельности учащихся
1. Факультатив (от лат. fakultas - возможность) - необязательное, выбираемое по желанию учебное занятие.
Виды факультативов:
- Курсы повышенного уровня (факультативы по предметам, входящим в учебный план). На них углубленно изучается содержание учебного предмета, систематизируются и обобщаются полученные знания, сочетается теоретическая и практическая подготовка учащихся. Целью также может быть подготовка учащихся к продолжению образования, знакомство с вузовской системой обучения и программами вступительных экзаменов.
- Прикладные факультативы. Цель - знакомство с важнейшими путями и методами применения знаний на практике, развитие интереса к современным технологиям, технике и производству (например, «прикладная математика», «прикладная психология», «прикладная экономика», «информатика и редактирование» и т.д.).
- Спецкурсы. На них углубленно рассматриваются отдельные вопросы основного курса и проблемы, выходящие за рамки учебной программы («художественное своеобразие русской литературы», «философия саморазвития человека», «введение в историю государства и права России», «избранные вопросы молекулярной физики» и т.п.).
- Межпредметные факультативы. Цель - интеграция знаний учащихся о природе и обществе (например, «концепция современного естествознания», «страноведение», «современные проблемы экологии» и др.).
- Факультативы по предметам, не входящим в учебный план. Такие факультативы имеют особое значение для школ с профильными классами, для усиления специальных дисциплин (например, «введение в специальность» для любых профильных классов, «политология» для гуманитарно-юридических классов, «методика внеклассной воспитательной работы» для педклассов, «медико-биологическая подготовка» для спортклассов и т.п.).
Факультативы должны давать возможность учитывать индивидуальные возможности учащихся, повышать степень их самостоятельности на основе выполнения творческих, исследовательских или конструкторских работ, подготовки рефератов, докладов, выполнения библиографических работ.
2. Предметная неделя (декада)
Обычно это своего рода «гала-мероприятия» по учебному предмету или образовательной области, включающие почти весь спектр форм внеурочной образовательной деятельности (школьные туры олимпиад, конференции, КВН, диспуты, лектории и др.). В их подготовке и проведении участвуют школьники практически всех параллелей совместно с учителями. Для подготовки и проведения предметной недели за 1,5-2 месяца до начала создается «центр» (штаб), куда входят учителя и наиболее активные учащиеся. В задачи «центра» входит:
- планирование «Недели»;
- координация подготовки участников того или иного мероприятия;
- разработка первоначального проекта проведения «Недели» и обсуждение его на общем собрании представителей каждого класса, участвующего в мероприятиях;
- доработка плана с учетом замечаний;
- утверждение рабочей программы подготовки и проведения «Недели»;
- корректирование плана в ходе подготовки того или иного мероприятия.
В течение предметной недели регулярно и широко используются средства школьной информации (радиопередачи, стенгазеты, стенды, бюллетени, фоторепортажи и т.п.). Помимо этого желательно организовать выставку ученических творческих работ (плакатов, поделок, стенгазет, рисунков и пр.).
3. Ученическая конференция
Основной задачей конференций является развитие у школьников умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой, а также обобщение и систематизация их знаний по учебным предметам, составление планов и тезисов докладов, подготовка выступлений.
В ходе подготовки конференции учащимися совместно с учителями определяется тематика проблем для самостоятельного изучения или под руководством учителя, подбираются источники информации для качественного освоения проблемы.
Конференции могут проводиться как в урочное, так и во внеурочное время. Количество проблем, рассматриваемых на конференции, не следует делать слишком большим. Тексты докладов должны быть доступными для понимания учащимися, краткими и емкими, выходить за рамки школьных учебников и пособий. Особое внимание при подготовке конференции необходимо уделить выступлениям учащихся: их манере держаться перед аудиторией, краткости изложения (в чем заключается проблема; что уже сделано в этом направлении; что предстоит сделать; некоторые цифры - наиболее «яркие» и не очень много), расстановке интонационных акцентов, пауз, форме завершения доклада.
Для участия в конференции в качестве выступающих или гостей желательно пригласить компетентных специалистов по проблеме, рассматриваемой на конференции.
Время проведения конференции для старшеклассников (10-11-й классы) - до 1,5 часа с 10-минутным перерывом, для учеников 8-9-х классов - до 1 часа.
При подготовке конференции нужно также позаботиться об оформлении зала (плакаты, трибуна), наличии аудиовизуальных средств (графопроектор, экран, видеоаппаратура, микрофоны и др.), стендов, выставок (книг, работ учащихся) и т.п.
6-й семинар: «Структура и оформление исследовательских работ учащихся»
1. Структура исследовательской работы*
Структура исследовательской работы (в отличие, например, от литературного произведения) стандартна. И от стандартов, о которых пойдет речь ниже, нельзя отступать.
В исследовательской работе должна быть сформулирована цель исследования. Обычно она заключается в изучении определенных явлений, например, кислотности воды в водных объектах Н-ского заповедника.
В исследовании важно выделить гипотезу - предположение, которое в процессе работы либо подтверждается, либо опровергается. Оно должно быть обоснованным, то есть подкрепляться научными данными и логическими соображениями. К примеру, гипотезой может стать предположение о зависимости кислотности воды от глубины водоема.
После определения цели и гипотезы формулируются задачи исследования, посредством решения которых его цель может быть достигнута. Как правило, цель исследовательской работы бывает одна, в то время как задач - несколько. Решение задачи позволяет пройти определенный этап исследования. Формулировка задач тесно связана со структурой исследования, причем отдельные задачи могут быть поставлены как для теоретической (обзор литературы по проблеме), так и для экспериментальной части исследования. Задачи определяют содержание исследования и структуру текста работы. Первое представляет собой все то, что делалось при проведении исследования.
Как говорилось выше, в исследовании необходимо дать краткую характеристику того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении оно ранее изучалось. Такая характеристика дается в обзоре литературы по проблеме, который делается на основе анализа нескольких работ.
Описание того, что и как делал автор исследования для доказательства справедливости выдвинутой гипотезы, представляет собой методику исследования. Она также должна быть описана в тексте работы.
Далее представляются собственные данные, полученные в результате исследовательской деятельности. Полученные данные необходимо сопоставить друг с другом и данными из источников, содержащимися в обзоре литературы по проблеме. После этого следует сформулировать закономерности, обнаруженные в процессе исследования.
Необходимо четко понимать разницу между рабочими данными и данными, представляемыми в тексте работы. В процессе исследования часто получается большой массив чисел (или иных данных, например, текстов), которые представлять не нужно. В тексте числа или конкретные примеры служат для иллюстрации полученных в ходе исследования результатов, на основании которых делаются выводы. Поэтому обычно рабочие данные обрабатывают и в тексте представляют только самые необходимые. Однако нужно помнить, что кто-то может захотеть познакомиться с первичным материалом исследования. Чтобы не перегружать основную часть работы, самый интересный первичный материал может выноситься в приложения. Наиболее выигрышной формой представления данных является графическая, которая максимально облегчает читателю восприятие текста.
Завершается работа выводами, в которых тезисно, по порядку выполнения задач, излагаются результаты исследования. Выводы - это в своем роде краткие ответы на вопрос - как решены поставленные исследовательские задачи. Совокупность выводов является доказательством полноты достижения цели. Цель может быть достигнута даже в том случае, если первичная гипотеза оказывается несостоятельной.
Нужно хорошо понимать различие текста работы и доклада по ней. Главная задача докладчика - точно сформулировать и эмоционально изложить саму суть исследования, лаконично проиллюстрировав ее небольшим количеством ярко, образно оформленного, удобного для восприятия иллюстративного материала. В ходе доклада недопустимо зачитывание работы, перегрузка его «лишними» данными. Для освещения сути исследования 10 минут вполне достаточно. Все остальное, если у аудитории возник интерес, излагается в ответах на вопросы.
2. Реферат (подготовка, оформление и процедура защиты)
Реферат (от лат. referre - докладывать, сообщать) - 1) краткое устное сообщение или письменное изложение научной работы, содержания прочитанной книги и т.п.; 2) доклад на какую-либо тему, основанный на обзоре литературных и других источников.
В последнее время написание и защита рефератов стали очень популярными в школах. Однако требования разных учителей к работе учащихся над рефератами, их структуре, формулировке темы, оформлению и процедуре защиты существенно отличаются. Ниже предлагаются рекомендации, отражающие наиболее существенные моменты, которые педагогам желательно учитывать при руководстве работой учеников над рефератами.
1. Что должен знать учитель, чтобы руководить работой над рефератом?
Работа над рефератом предполагает предварительный выбор учеником интересующей его темы с учетом рекомендаций учителя-предметника, последующее глубокое изучение избранной проблемы и изложение выводов о ее состоянии. При этом надо заметить, что такая форма внеурочной деятельности учащихся не должна носить массовый характер - не каждый ученик способен самостоятельно определиться в выборе темы и постановке проблемы, грамотно выстроить работу над рефератом. Несомненно, учитель должен полноценно руководить работой над рефератом, но его роль в этом случае заключается в консультировании. Он может дать рекомендации по формулировке темы, содержанию введения и заключения, подбору иллюстративного материала, источникам информации по проблеме, оформлению текста и процедуре защиты. Обозначить актуальность проблемы, «выстроить» текст, сформулировать выводы должен сам ученик.
Реферативную работу можно проводить в форме написания рецензии на уже готовые рефераты по той или иной тематике, взятые, например, из сети «Internet» или на рефераты, написанные учениками школы в прошлые годы. Такой вид реферативной деятельности учащихся практикуется в лицее №1557 города Зеленограда.
2. Какой ученик может заниматься реферативной работой?
Эффективность и качество руководства реферативной деятельностью учеников со стороны педагога во многом зависит от количества ребят, желающих ею заниматься. В любом случае она не должна носить массовый характер. Ученик, едва справляющийся с программным материалом по предмету, вряд ли сможет выполнить реферат качественно. «Допуск» к работе над рефератом должен стать своеобразным поощрением для тех учащихся, которые в полной мере освоили программный материал, которым стало «тесно» в его рамках. Реферат позволяет проверить не только понимание учащимся материала, но и его умение самостоятельно добывать и интерпретировать знания, в том числе и работать с источниками информации. Поэтому к такой работе можно привлекать учащихся, склонных к исследовательской деятельности, обладающих аналитическими способностями и критическим мышлением. Безусловно, успешность ученика в работе над рефератом повышается, если он самостоятельно примет решение заняться таким видом деятельности.
3. Сроки.
Работа над рефератом требует не менее месяца. Надо учесть, что после того как учитель ознакомится с черновым вариантом реферата, понадобится время для корректирования и редактирования текста. Поэтому не позднее чем за неделю до защиты реферат сдается на рецензию учителю-предметнику, руководившему работой над ним.
4. Структура реферата.
К структуре и содержанию реферата как письменной работы предъявляются определенные требования.
• Реферат должен содержать развернутый план, из которого видны его структура и основное содержание: введение, основная часть (разбивается по усмотрению ученика на главы, разделы, параграфы, подпараграфы и т.д.), заключение, список литературных источников (должен оформляться в соответствии с ГОСТом, который приводится ниже). Реферат также может включать в себя приложения.
• Во введении работы описывается актуальность проблемы, определяются цели и задачи реферата (см. раздел «Структура исследовательской работы»). Объем введения - 1-2 страницы. В заключении формулируются выводы, к которым пришел автор реферата, обозначаются возможные перспективы изучения проблемы. Объем заключения - 1-3 страницы.
• Каждая часть реферата завершается логическим выводом, подведением итога, собственной оценкой материала. Текст должен содержать правильно выполненные цитирования и ссылки (см. ниже).
• Список использованных источников должен оформляться в соответствии с ГОСТом (см. ниже) и может содержать не только названия книг, журналов, газет, но и любые другие источники информации (например, сведения из сети «Internet», информацию из теле- и радиопередач, а также частные сообщения каких-либо специалистов, высказанные в личных беседах их с автором реферата).
5. Процедура защиты.
На процедуре защиты реферата учитель зачитывает перед членами комиссии и присутствующими при этом учащимися рецензию на реферат. Далее слово для доклада предоставляется ученику (экземпляр реферата при этом может находиться у докладчика). Доклад должен быть рассчитан по времени на 5-7 минут (доклад готовится отдельным текстом). Это не должен быть пересказ текста реферата, тем более его чтение. В докладе ученик обозначает актуальность выбранной темы, цель реферата, его задачи и полученные выводы. Желательно, чтобы он объяснил причины выбора именно этой темы. После доклада члены комиссии задают ему вопросы. Хорошо, если ответы на вопросы приведут к дискуссии среди членов комиссии, в процессе которой они выскажут свои соображения по проблемам, затронутым в реферате. После того как ученик ответит на вопросы, комиссия без присутствия учащихся обсуждает процесс защиты и выносит решение по оценке реферата. Затем, уже в присутствии учеников, председатель комиссии объявляет результаты защиты, а ее члены высказывают свои мнения и рекомендации для дальнейшей работы.
6. Оценка реферата.
При выставлении оценки за реферат необходимо, как нам кажется, учитывать следующие компоненты:
- содержательную часть (актуальность темы, глубина постановки проблемы, структура работы и т.п.);
- оформление (соответствие стандарту, наличие и эстетика иллюстративного материала и т.п.);
- представление на процедуре защиты (как держится докладчик, насколько свободно ориентируется в тексте реферата, как реагирует на вопросы и т.п.).
3. Общие требования и правила оформления текстов* (исследовательские работы, рефераты и т.п.)
Объем реферата колеблется от 20 до 25 страниц печатного текста (без приложений), доклада - 1-5 страниц (в зависимости от номера класса и степени готовности ученика к такого рода деятельности).
Для текста,
выполненного на компьютере, - размер шрифта 12-14, Times New Roman, обычный;
интервал между строк - 1,5-2; размер полей: левого - 30 мм, правого - 10 мм,
верхнего - 20 мм, нижнего -
20 мм (при изменении размеров полей необходимо учитывать, что правое и левое, а
также верхнее и нижнее поля должны составлять в сумме 40 мм). При правильно
выбранных параметрах на странице должно умещаться в среднем 30 строк, а в строке
- в среднем 60 печатных знаков, включая знаки препинания и пробелы между
словами.
Текст печатается на одной стороне страницы; сноски и примечания печатаются на той же странице, к которой они относятся (через 1 интервал, более мелким шрифтом, чем текст).
Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа; цифру номера страницы ставят вверху по центру страницы; на титульном листе номер страницы не ставится.
Каждый новый раздел (введение, главы, параграфы, заключение, список источников, приложения) начинается с новой страницы.
Расстояние между названием раздела (заголовками главы или параграфа) и последующим текстом должно быть равно трем интервалам. Заголовок располагается посередине строки, точку в конце заголовка не ставят.
Титульный лист является первой страницей рукописи и заполняется по определенным правилам.
В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения, отделенное от остальной площади титульного листа сплошной чертой.
В среднем поле указывается название темы реферата без слова «тема». Это название пишется без кавычек. Название реферата должно отражать проблему, заявленную в нем, и соответствовать основному содержанию работы. При формулировке темы следует придерживаться правила: чем уже тема, тем больше слов содержится в заголовке. Одно-два слова свидетельствуют о расплывчатости, отсутствии конкретности в содержании, о том, что работа «обо всем и ни о чем».
Ниже, по центру заголовка, указывается вид работы и учебный предмет (например, экзаменационный реферат по биологии).
Еще ниже, ближе к правому краю титульного листа, указывается фамилия, имя, отчество ученика, класс. Еще ниже - фамилия, имя, отчество и должность руководителя и, если таковые были, консультантов.
В нижнем поле указывается город и год выполнения работы (без слова «год»).
Выбор размера и вида шрифта титульного листа не имеет принципиального значения.
После титульного листа помещается оглавление (см. образец) в котором приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте.
Далее следует введение, основной текст (согласно делению на разделы и с краткими выводами в конце каждого раздела) и заключение. Основной текст может сопровождаться иллюстративным материалом (рисунки, фотографии, диаграммы, схемы, таблицы). Если в основной части содержатся цитаты или ссылки на высказывания, необходимо указать номер источника по списку и страницу в квадратных скобках в конце цитаты или ссылки.
Например:
Древняя мудрость гласит: «Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне действовать самому - и я научусь» [3, с. 65].
Или: По замечанию А.Эйнштейна, пространство и время относительны, они зависят от скорости движения системы отсчета [6, с. 22].
После заключения принято помещать список источников (не менее 3-5), который, как отмечалось выше, может включать самые разные их виды. При оформлении списка источников сначала перечисляется литература (автор, название книги, город, издательство, год, количество страниц), а затем другие источники. Список выстраивается и нумеруется по алфавиту фамилий авторов. Если в источнике не указан его автор, то в списке такой источник занимает место согласно своему названию.
Пример списка источников:
1. Акимов Н.В. История Древнего мира. М.: Арио, 1985, 80 с.
2. Борисова А.Б. Гелиоцентрическая система мира. СПб.: Фобос, 1999, 125 с.
3. Геоцентрическая система мира./Сост. И.Т.Меркурьев. М.: Деймос, 1987, 100 с.
4. Программа «Цивилизация». Канал ОРТ, 15 января 2001 г.
Список литературы, рекомендуемой для использования при подготовке и проведении семинаров
1. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила оформления. ГОСТ 7.1-84. - Введ. 01.01.86. М., 1984.
2. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. М.: Сентябрь, 1996.
3. Ильенко Л.П. Новые модели методической службы в общеобразовательных учреждениях. Изд. 4-е испр. и доп. М.: АРКТИ, 2000.
4. Казаренков В.И. Внеурочные занятия школьников по учебным предметам // Учебное пособие. Ростов н/Д: Издательство Ростовского государственного педагогического университета, 1994.
5. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Арена, 1994.
6. Ланина И.Я. Не уроком единым… М.: Просвещение, 1991.
7. Леонтович А.В., Саввичев А.С. Рекомендации по написанию исследовательских работ. В кн.: Материалы Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского. М., 2000.
8. Отчет о научно-исследовательской работе. Общие требования и правила оформления. ГОСТ 7.32-81. Введ. 01.01.82. М., 1981.
9. Российская педагогическая энциклопедия.
10. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика / Под. ред. Е.С.Полат. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
11. Чечель И.Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов. - «Директор школы» 1998, № 4.
* При подготовке семинара использовались материалы из книги: Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. М.: Сентябрь, 1996.
* При подготовке семинара использовались материалы из книг: 1) Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Арена, 1994; 2) Казаренков В.И. Внеурочные занятия школьников по учебным предметам// Учебное пособие. Ростов н/Д: Издательство Ростовского государственного педагогического университета, 1994.
* При подготовке семинара использовались следующие материалы: 1) Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. М.: Сентябрь, 1996; 2) Чечель И.Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов. - «Директор школы», 1998, № 4.
* Чечель И.Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов. - «Директор школы», 1998, № 4.
* При подготовке использовалась книга Ланиной И.Я. Не уроком единым… М.: Просвещение, 1991.
* При подготовке материала использовалась книга Казаренкова В.И. Внеурочные занятия школьников по учебным предметам// Учебное пособие. Ростов н/Д: Издательство Ростовского государственного педагогического университета, 1994.
* См.: Леонтович А.В., Саввичев А.С. Рекомендации по написанию исследовательских работ. - В кн.: Материалы Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского. М., 2000.
* См.: 1) Отчет о научно-исследовательской работе. Общие требования и правила оформления. ГОСТ 7.32-81. Введено 01.01.82. М., 1981.; 2) Библиографическое описание документа. Общие требования и правила оформления. ГОСТ 7.1-84. Введено 01.01.86. М., 1984.
ãПрактика административной работы в школе, № 1, 2002 г.