Педагогический консилиум
Все чаще в практической деятельности образовательных учреждений используется такая форма, как педагогический консилиум. Для чего он необходим? Как лучше подготовиться к нему? Как эффективнее провести консилиум? Ответы на эти вопросы вы найдете в статье кандидата педагогических наук, профессора Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования Александра Матвеевича Моисеева, которая была опубликована в словаре-справочнике руководителя школы «Управление школой. Ключевые слова».
Педагогический консилиум - комплексная методика и форма организации диагностики реальных учебных возможностей учащихся, уровня их воспитанности, состояния здоровья и других значимых показателей успеха образовательного процесса. Методика педагогического консилиума и сам термин «педагогический консилиум» были предложены в конце 60-х годов в рамках разработанной академиком Ю.К. Бабанским и его сотрудниками концепции оптимизации педагогического процесса. До настоящего времени педагогический консилиум является одной из лучших форм коллективной диагностики в сфере образования. Его близость по стилистике и общей направленности к медицинскому консилиуму и обусловила возникновение такого педагогического термина.
Педагогический консилиум проводится в форме творческого совещания учителей конкретного класса (параллели классов) с участием классных руководителей, представителей администрации школы, медицинских работников, школьных психологов и других лиц. Наряду с идеей обязательного представительства ключевых фигур образовательного процесса действует правило, по которому к участию в работе консилиума принято привлекать тех и только тех лиц, от участия которых в педагогическом консилиуме может быть реальная польза.
Педагогический консилиум призван:
1) сформулировать согласованные представления об уровне результатов образования (в широком смысле), достигнутом к данному моменту каждым школьником, и уровне развития ключевых параметров клас-сных коллективов;
2) определить на основе прогнозирования желаемый уровень таких результатов в зоне ближайшего развития школьников;
3) сформулировать ключевые проблемы работы с данным школьником и классом (как рассогласования между желаемым и реальным результатом) и их доминирующие внутренние и внешние причины;
4) разработать конкретные меры по закреплению позитивных и преодолению негативных тенденций в обучении, воспитании и развитии школьников; сформулировать на этой основе общезначимые рекомендации и определить характер участия всех участников педагогического консилиума и других лиц в их практической реализации.
Таким образом, педагогический консилиум объединяет в себе коллективную диагностику состояния дел в классе (параллели классов) с выходом на их причины и педагогическую коррекцию.
Практика показывает, что одновременный запуск методики педагогического консилиума во всех параллелях без должной подготовки нежелателен. Решение о том, в каких параллелях и классах проводить консилиум, принимает администрация школы совместно с педагогическим коллективом. В первую очередь следует провести педагогический консилиум в наиболее проблемных, сложных по успеваемости и уровню воспитанности классах. Полезную обучающую роль может сыграть организация для педагогов школы открытого заседания педагогического консилиума в классах, где накоплен наибольший опыт их проведения.
На подготовительном этапе будущие участники педагогического консилиума в течение нескольких недель изучают школьников и классные коллективы, а также, в рамках дозволенного профессиональной этикой, ситуацию в семьях учащихся, их ближайшем окружении. Программа такого изучения заранее согласовывается. Как правило, она включает ограниченное число ключевых параметров (обычно не более 15). В ходе ее реализации используются наиболее доступные в повседневной учебно-воспитательной работе методы (педагогическое наблюдение, беседы, анкетирование, интервью, социометрия, анализ ученических работ и др., при этом спектр первичных диагностических методик может расширяться по мере роста диагностической квалификации педагогов под влиянием школьной психологической службы и самообразования). Таким образом, еще до проведения педагогического консилиума его участники располагают определенными знаниями, что позволяет им быть готовыми к групповому обсуждению, которое обычно непосредственно ведет классный руководитель при организующей роли представителя администрации школы.
Процедура педагогического консилиума на основном этапе в целях обеспечения экономии времени и концентрации внимания на главных проблемах четко структурируется. Этому способствует использование матриц, в которых отражается списочный состав класса, а также основные оцениваемые параметры. Оценка обычно проводится по простой качественной шкале, где высокий уровень проявления качества обозначается знаком «+», низкий - знаком «-», а средний - знаком «+/-», естественно, без выведения средних оценок по ученику, так как все оцениваемые параметры имеют разную значимость. Ведущий педагогического консилиума призван, не задерживаясь слишком долго на обсуждении оценок по отдельным параметрам (дискуссия разумна лишь при принципиальном несогласии в оценках со стороны разных экспертов), обеспечить получение по результатам заседания согласованного и точного ответа на следующие вопросы:
• что является главными проблемами в обучении и воспитании данного школьника?
• в чем причины этих проблем и каковы возможности школы в их профилактике, устранении, нейтрализации, компенсации?
• какие меры педагогический консилиум рекомендует осуществить для улучшения ситуации в ближайшем будущем (эти меры могут касаться работы классного руководителя, учителей-предметников, профессиональных объединений педагогов и функциональных служб школы, деятельности школьной администрации)?
Обсуждению рекомендаций по работе с отдельными школьниками и классными коллективами должно уделяться основное внимание педагогического консилиума. После формулирования и фиксирования рекомендаций педагогического консилиума и распределения ролей по их выполнению администрация школы берет процесс под свой контроль.
По мере развития психологической службы школы, а также появления возможностей привлечения широкого круга других специалистов к работе консилиума (медиков, психоневрологов, психиатров и т.д.) педагогический консилиум при сохранении его общих подходов и принципов безболезненно трансформируется в психолого-педагогический или педологический (педология - комплексная научная дисциплина, аккумулирующая все знания о ребенке и его развитии) консилиум.
ãЖурнал «Практика административной работы в школе», № 8, 2003