Как показывает опыт, определение целей деятельности является непростой задачей для директора школы. Поэтому в процессе повышения квалификации администраторов образовательных учреждений необходимо не только изучение теоретических вопросов, но и включение практических занятий по овладению соответствующими навыками. С этой целью специалисты методической службы управления образования Олекминского района Республики Саха (Якутия) проводят деловую игру «Определение целей школы на предстоящий учебный год».
Деловая игра «Определение целей школы на предстоящий учебный год»
В.Г. Слепцова, заведующая методической службой управления образования Олекминского района Республики Саха (Якутия)
Подготовительная работа
До начала игры руководители школ делятся на несколько групп. Деление может происходить по статусу учреждений, например: первая группа - директора средних сельских школ, вторая группа - руководители городских школ, третья группа - директора начальных школ - детских садов, четвертая группа - руководители малокомплектных сельских школ.
При этом не обязательно раскрывать перед участниками принцип подбора групп. Достаточно на каждом столе, предназначенном для работы, положить лист бумаги, на котором указан номер группы и названия школ или имена и фамилии директоров.
В игре принимают участие аналитики (2-3 специалиста управления образования, методической службы или опытные руководители школ), а также ведущий.
Для проведения деловой игры заранее готовятся аналитические материалы (статистические отчеты, анализы работы образовательных учреждений), из которых можно почерпнуть исходные данные для формулирования целей.
Ход игры
1. Организационный момент
Участники рассаживаются по группам. Ведущий сообщает цель занятия и план работы.
2. Актуализация знаний. Освещение основных моментов теории целеполагания
Цель - это образ результата, который характеризуется фиксированным временем его получения, соответствует потребностям и возможностям организации, мотивирует субъекта действовать в направлении его достижения и является операционально определенным (контролируемым).
Основные цели и задачи формулируются в рамках общих функций образовательного процесса:
• когнитивной, познавательной функции, результатом которой являются ЗУНы;
• ценностной, воспитательной функции, «выходом» которой являются становление основ мировоззрения школьников, их взглядов, убеждений, ценностных ориентаций, мотивационной сферы, опыта осуществления выбора и поступков. Такие цели необходимо ставить, но чрезвычайно сложно или почти невозможно сделать их операциональными, поскольку трудно найти измерители достижения. Например, как к определенному времени воспитать и чем измерить в ребенке нравственные ценности или этническую толерантность? Но воспитание является неотъемлемой частью образовательного процесса, и при анализе работы школы часто учитывается и оценивается сам факт наличия различных форм и направлений воспитательной работы;
• функции психического развития, результатом формирования которых являются реальные новообразования в интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферах учащихся;
• здоровьесберегающей функции, нацеленной на сохранение и укрепление здоровья учащихся, пропаганду здорового образа жизни.
В целях воплощается миссия школы, поэтому необходимо принимать во внимание:
• социальный заказ населения на образовательные услуги;
• уровень образовательных услуг, который гарантирует школа;
• определение функций, приоритетных для данной школы;
• дополнительные образовательные услуги в школе;
• наличие льгот для сотрудников.
Представления педагогического коллектива о качестве результатов образования выпускников данной школы рекомендуется фиксировать в виде модели выпускника, которая может быть разработана для двух уровней: программы-минимум (обязательные требования к уровню образования учащихся данной школы) и программы-максимум, нацеленной на максимально возможные результаты для учащихся данного возраста.
При постановке целей необходимо учитывать следующие требования:
1. Основаниями для постановки целей на учебный год должны служить анализ имеющихся потребностей и проблем, с одной стороны, и конкретных возможностей, средств, ресурсов школы - с другой.
2. Необходимо, чтобы цели были актуальными, т.е. ориентировали на решение наиболее значимых проблем.
3. Цели должны подразумевать приложение некоторых усилий, но при этом быть абсолютно реальными.
4. Важно, чтобы цели формулировались конкретно, что позволяло бы наверняка определить в конце года, насколько они достигнуты.
5. Цели должны иметь мотивирующий, стимулирующий, побуждающий характер.
6. Необходимо, чтобы цели соответствовали базовым ценностям школы, ее миссии.
7. Цели должны быть известны всем сотрудникам и осознанно ими приняты.
8. Важно, чтобы конкретные цели на учебный год подчинялись более крупным и долгосрочным ориентирам и планам.
3. Работа в группах
В каждой группе участники игры выбирают одну школу, с материалами которой будут работать. Директор выбранной школы представляет анализ работы образовательного учреждения за предыдущий год.
Члены группы задают уточняющие вопросы, затем вместе с выступившим директором формулируют основные проблемы. Их необходимо зафиксировать письменно.
После выделения проблем члены группы, работая сообща, определяют цели и задачи школы. Выбирается спикер, который будет сообщать всей аудитории результаты работы группы.
Во время формулировки проблем и определения целей аналитики и ведущий игры, выступая в роли консультантов, оказывают помощь группам. Участники игры должны помнить, что задачи поставить тем легче, чем качественнее сделан анализ и точнее выделены проблемы.
4. Сообщение результатов работы групп
После того как закончилась работа в группах, спикеры поочередно представляют результаты:
• перечисляют проблемы, которые были выявлены при анализе деятельности школы;
• определяют, какие цели и почему были поставлены перед школой на предстоящий год.
По окончании выступления участники могут задавать вопросы спикерам.
5. Подведение итогов игры
С комментариями по результатам работы групп выступают аналитики.
Литература
1. Проектирование систем внутришкольного управления: Пособие для руководителей ОУ и территориальных образовательных систем /Под ред. А.М. Моисеева. М.: Педагогическое общество России, 2001. - 384 с.
2. Сиденко А.С. Педагогический эксперимент: от идеи до разработки: Пособие для директоров инновационных образовательных учреждений / Ассоциация учителей физики. - М., 2001.
3. Сиденко А.С. Как провести проблемный педсовет //Практика административной работы в школе - 2002. - № 5. - с. 18-28.
4. Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений /Под ред. Т.И. Шамовой. - М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2001. - 320 с.
© Журнал «Практика административной работы в школе», № 2, 2005