Как выбрать нужный учебник истории?

(краткое обозрение учебной литературы, включенной в федеральный перечень учебников по истории)

 

Н.И. Шевченко, кандидат педагогических наук, доцент Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

 

 

В новый федеральный перечень учебников по истории вошли учебные издания, прошедшие широкую апробацию и достаточно известные педагогам. Вместе с тем это учебная литература нового поколения, изданная в 2000-2003 гг. Только в четырех случаях заявлены несколько более ранние учебники. Перечень содержит ряд приложений, среди которых:

список отдельных учебников;

список содержательных линий различных издательств как для основной, так и для средней (полной) школы;

список учебно-методической и методической литературы.

В перечень для основной школы вошли по две линии учебников истории издательств «Просвещение» и «Дрофа», а также содержательные линии издательств «Русское слово», «Центр гуманитарного образования», «Мнемозина». Для старшей школы в перечне сформировано четыре содержательные линии учебников - две линии издательства «Дрофа», линии издательств «Просвещение» и «Русское слово». Наряду с ними в перечень включены и незавершенные линии учебной литературы. Относящаяся к ним учебная литература в данном обзоре будет лишь перечислена.

Каждая из линий предполагает концептуальное единство содержательных и методических частей учебников и всего учебно-методического комплекта (далее - УМК) для всех классов основной школы по отечественной и всеобщей истории. Как правило, в УМК входит учебник, рабочая тетрадь для учащихся, хрестоматия (справочник) и методическое пособие (либо рекомендации) для учителя. Зачастую авторами рабочих тетрадей для учащихся, методических разработок для учителей являются известные методисты, которые создают их совместно с авторами учебников и хрестоматий. Однако существуют УМК, созданные автором или коллективом авторов учебника. Методическая и учебно-методическая литература к учебнику обычно оформляется в одном ключе и ее довольно легко найти, если вам знакома обложка учебника.

При выборе учебников истории рекомендуется:

использовать учебники, которые относятся к одной линии издательства, предполагающей концептуальное единство содержательной и методической частей учебников и их УМК;

использовать УМК, имеющие гриф Минобрнауки РФ (Минобразования РФ) «Допущено», «Рекомендовано». Это касается и учебной литературы, предназначенной для реализации регионального компонента учебных планов.

Однако учителям следует помнить, что до сих пор преемственность между линиями учебников для основной и старшей школы недостаточна. Поэтому критерием отбора учебников для третьей ступени школы может служить то, на основе какого из подходов к изучению истории (цивилизационного или традиционного) педагог преподавал на второй ступени.

 

Основная школа

 

Первая содержательная линия учебников издательства «Просвещение»

Учебник «История древнего мира» В.И. Уколовой, Л.П. Маринович (5-й класс) открывает одну из наиболее проработанных содержательных линий учебных книг по истории. Он наиболее успешно реализует цивилизационно-гуманитарный подход в подаче исторического материала. Авторы учебника вводят пятиклассника в мир истории так, как он освещается современной наукой. Им удалось интересно и увлекательно представить многие аспекты жизни народов Древнего мира, что способствует развитию интереса школьников к предмету. Раздел «Древний Восток» начинается с темы «Древнейшие цивилизации Месопотамии», а не с Древнего Египта, как это было принято с советских времен во всех учебниках по истории Древнего мира.

Методическое обеспечение учебника создавалось с учетом новых подходов к обучению школьников. Все его составляющие рассматриваются как равнозначный тексту элемент информации. В разноуровневом методическом аппарате уровни сложности вопросов и заданий для домашней работы, как правило, выделены цветом. В учебнике рационально используются разворот страниц книги, форзацы, на которых размещена картосхема «Народы Древнего мира». В начале учебника имеется информационный блок «Как работать с учебником», что является большой редкостью даже для учебных книг нового поколения. Основные тексты обеспечены дополнительными рисунками, картами, вопросами и заданиями, активизирующими память учащихся и усвоение содержания. Учебник имеет УМК, включающий «Методические рекомендации» для учителя. На сегодня это наиболее перспективный учебник по данному периоду истории для учащихся основной школы.

Продолжением этой линии является учебник «История Средних веков» В.А. Ведюшкина (6-й класс). Он в доступной форме представляет сведения о развитии стран Западной, Центральной Европы, частично - России, Византии, стран и народов Центральной и Восточной Азии, Африки и Америки в эпоху средневековья. В учебнике преобладают материалы социально-экономической истории, создающие образную картину жизни и быта разных сословий общества. Содержание текстов обеспечено хронологическими лентами по каждому из трех периодов средневековья. Учебник обеспечен аппаратом усвоения, который носит разноуровневый характер. Он оснащен дополнительными текстами, четырехцветным качественным иллюстративным рядом, картами. Методический аппарат учебника разнообразен, что обеспечивает учителю помощь в организации различных форм работы в процессе изучения нового материала. Наряду с вопросами и заданиями в учебнике в большом количестве представлены дидактические игры закрепляющего, обобщающего и мониторингового характера. Имеются три вида дополнительных текстов, позволяющие разнообразить работу на уроке. Учебник является частью качественно проработанного УМК.

Учебники «История России с древнейших времен до конца XVI века» А.Н. Сахарова (6-й и 7-й классы - два учебника) открывают содержательную линию для основной школы по курсу отечественной истории. Их тексты насыщены образными описаниями, оригинальными находками в преподнесении довольно сложного и объемного учебного материала. Учебники отличает стремление автора уйти от политизации истории за счет обращения к социокультурному развитию России, что значимо для реализации задачи гуманизации образования. Содержание учебников рационально структурировано. Оно отражает достижения современной отечественной исторической науки. Перенасыщенность содержания учебника деталями и второстепенными сведениями, дополнительными текстами дает возможность учителю осуществлять отбор учебного материала исходя из требований образовательного стандарта по истории. Это означает, что педагог может что-то предложить учащимся для домашнего изучения, а что-то вынести на факультативное изучение. Учебник обеспечен всеми необходимыми картами, иллюстрациями и схемами. Методический аппарат разделен на две части: «Проверь себя!» и «Подумай и обсуди». Преимущественно эти рубрики содержат репродуктивные, преобразующие вопросы и задания одного уровня сложности. Основные недостатки учебников заключаются в том, что в них:

не хватает заданий, развивающих творческие способности учащихся;

отсутствуют задания, позволяющие школьникам увидеть тенденции изменений занятий восточных славян; проследить картину социально-экономического развития страны, духовного развития народа. Без соответствующих практических заданий содержание учебника сформирует в лучшем случае отрывочные представления о данных процессах, которые быстро будут утеряны.

Кроме того, учебники по-прежнему ориентированы на сообщающее обучение, т.е. на обогащение школьника знаниями, передаваемыми в готовом виде.

Однако, несмотря на указанные недостатки, эти учебники значительно современнее и качественнее, чем многие другие. Они являются частью УМК.

Период новой истории в данной линии отражен учебниками «Новая история. 1500-1800 гг.» А.В. Ревякина, А.П. Черных (7-й класс) и «Новая история. 1800-1900 гг.» А.В. Ревякина (8-й класс). Они базируются на цивилизационном подходе к освещению социально-экономических и общественно-политических процессов развития различных стран Европы и Азии, Америки и Африки. Значительное место в учебниках уделено вопросам культуры и быта, в них включены биографии крупнейших исторических деятелей. Наряду с «Методическими рекомендациями» и «Рабочими тетрадями» к каждому учебнику в УМК входят и две книги для чтения А.В. Ревякина «История Нового времени: XVI-XVIII вв.» и «История Нового времени: XVIII-начало XX в.». Учебники и книги для чтения содержат много интересных, новых документальных материалов, способных увлечь учащихся. Учебники обеспечены красочными иллюстрациями, картами, что позволит учителю разнообразить и расширить деятельность учащихся на уроке и дома.

Учебник для 9-го класса «История России в XIX веке» А.А. Левандовского отличают взвешенность оценок, колоритность описаний событий, разнообразие мнений на исторические события, умеренность и сдержанность в описании противоречивых и порой жестоких страниц российской истории. Учащимся будут интересны описания жизни и нравов петербургского общества, рассказы о формировании новых для России традиций. Важно, что события XIX века предлагаются учащимся зачастую в оригинальной интерпретации. Очевидно, что учебник в ближайшем будущем займет ведущее место среди популярных учебников по данному периоду для основной школы.

Продолжением этой линии является достаточно новый учебник «Новейшая история зарубежных стран» Е.Ю. Сергеева (9-й класс). Он отличается доступным стилем изложения материала, достаточно качественным методическим аппаратом. Дополнительные тексты дают возможность учителю организовывать разнообразную самостоятельную деятельность учащихся. Книга для чтения В.К. Шацилло «Новейшая история» позволяет учителю расширить возможности учебника.

Коллектив ученых в составе В.А. Шестакова, М.М. Горинова и Е.ЕВяземского создал учебник «История Отечества. XX-начало XXI века» (9-й класс). Он завершает первую линию учебников издательства «Просвещение» по отечественной истории для основной школы и отличается гармоничностью структуры, рациональностью современного методического обеспечения. Авторы доступно, с учетом возраста учащихся, рассматривают историю войн, революций, решающих событий и явлений ушедшего века, дают биографические портреты ключевых исторических деятелей. В содержании учебника использованы уникальные фотоматериалы, дополняющие образ эпохи. Авторам удалось показать трансформацию ценностных ориентаций общества, идеалов и ценностей на разных этапах модернизации российского общества в XX веке. В методическом оснащении учебника каждый учитель сможет найти необходимые элементы и алгоритмы организации разнообразной учебной деятельности школьников. Учебник является частью качественно разработанного УМК.

 

Вторая содержательная линия учебников издательства «Просвещение»

Открывает вторую содержательную линию издательства (в перечне она представлена как третья по счету) учебник «История Древнего мира» А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой (5-й класс). Он - один из немногих «старожилов» среди учебников, вошедших в последний перечень. Учебник обеспечен качественным комплектом литературы для учителя и учащихся, который включает в себя методическое пособие, рабочую тетрадь, задачник к курсу. В издательстве «Дрофа» выпущены справочные материалы для 5-6-х классов «История древнего мира и средних веков» Г.И. Годера и И.С. Свенцицкой.

Основные тексты данного учебника формируют у пятиклассников образные представления о становлении и развитии человеческой цивилизации в древности. К достоинствам методического аппарата учебника следует отнести использование приемов, предполагающих группировку фактов; анализ и синтез сведений; возможность реализации индивидуального и дифференцированного обучения; развитие познавательного интереса; систематическую направленность на развитие творчества учащихся; развитие и поддержание мотивации школьников к изучению истории. Значительное внимание в учебнике уделяется формированию у учащихся понятийного аппарата. Однако следует заметить, что учебник создавался во времена господства классового подхода к изучению истории. Поэтому авторам так и не удалось окончательно избавиться от стереотипов в оценке некоторых исторических событий, свойственных этому подходу.

Данную содержательную линию в перечне представляет учебник «История Средних веков» Е.В. Агибаловой и Г.М. Донского (6-й класс). Несмотря на концептуальную неоднозначность, это весьма добротный и популярный учебник, который долгие годы используется в школе. Новое издание, включающее 34 параграфа, доработано под редакцией А.Н. Сванидзе.

В данную содержательную линию вошли три учебника «История России» А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной для 6-го, 7-го и 8-го классов. Это три первые учебные книги единственной в своем роде авторской линии, которая обеспечена полным комплектом методических, справочных и дополнительных материалов (последние представлены в соответствующих хрестоматиях). Учебники очень хорошо структурированы и оформлены, обеспечены качественными картами, что свойственно последним изданиям издательства «Просвещение». Учебники насыщены интересными находками авторов в описании становления общественных отношений, утверждения православия и формирования колоритной культуры русского народа и его национального самосознания. Однако бросается в глаза несоизмеримость объемов учебников для 6-го и 7-го классов и для 8-го класса: в последнем на 50 страниц больше.

К сожалению, методический аппарат всех учебников нацелен на репродуктивную деятельность учащихся. Тем не менее в них встречаются проблемные и творческие вопросы и задания. Учебники, как уже отмечалось выше, представляют собой часть расширенного УМК, который содержательно базируется на традиционном подходе к преподаванию истории.

Приверженность традиционному подходу отличает и учебники «Новая история. 1500-1800 гг. I часть» (7-й класс); «Новая история. 1800-1918 гг. II часть» (8-й класс) А.Я. Юдовской, П.А. Баранова, Л.М. Ванюшкиной. В них значительное внимание уделено политическим и социально-экономическим процессам, протекавшим в новое время. Причем во второй части учебника существенный объем учебного материала посвящен становлению правовых государств и гражданского общества. Текст учебников интересен, но перегружен избытком имен собственных и отличается сложностью языка и стиля. Учебники являются частью УМК, причем «Поурочные разработки» А.Я. Юдовской и Л.М. Ванюшкиной для 7-х и 8-х классов представляют собой качественное практическое руководство для учителя по подготовке к урокам. Учебники обеспечены необходимыми иллюстрациями и картами. Методический аппарат содержит вопросы преимущественно репродуктивного характера, хотя в учебниках в незначительном количестве имеются вопросы и задания преобразующего и проблемного характера.

В издательстве «Просвещение» издан новый учебник А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной и М.Ю. Брандта «История России. XX-начало XXI века» (9-й класс). Сложные события, явления и процессы истории России рассматриваются в учебнике с различных, порой весьма необычных, точек зрения. Авторам удалось избежать их оценок. Наряду с политическими, социально-экономическими аспектами жизни общества раскрываются особенности быта жителей нашей страны, формирующие своеобразие последнего столетия истории российского государства и общества. В качестве дополнения к данному учебнику могут рассматриваться материалы А.А. Данилова и А.В. Пыжикова, изданные в издательстве «Просвещение». К данному УМК стоит отнести также и справочные материалы, опубликованные авторами в издательстве «ВЛАДОС», а также дополнительные материалы, изданные издательством «Дрофа».

Широко известный учителям учебник «Новейшая история. XX век» (9-й класс) авторов О.С. Сороко-Цюпа и А.О. Сороко-Цюпа завершает вторую линию издательства «Просвещение». Концептуально содержание учебника основывается на идеях теории модернизации, что отличает его от других учебников, посвященных данному периоду истории. Стиль подачи материалов в учебнике довольно сложный, несмотря на стремление авторов достаточно взвешенно подойти к трактовке исторических событий, явлений и процессов. Учебник обеспечен УМК. Он имеет двухуровневый методический аппарат и продуманный алгоритм усвоения дополнительных текстов.

 

Первая содержательная линия учебников издательства «Дрофа»

Первая линия учебной литературы по всеобщей истории открывается учебником Е.В. Саплиной, Б.С. Ляпустина, А.И. Саплина «История Древнего мира» (5-й класс). Он отличается образностью и увлекательностью описания событий. Авторы сделали попытку найти и вывести преемственные содержательные линии между курсом истории Древнего мира и пропедевтическим курсом истории, преподаваемым в начальной школе по их учебнику «Введение в историю». Все элементы учебника «История Древнего мира» гармонично решают задачу формирования у пятиклассников представлений о странах и народах в изучаемый исторический период. Учебник отличается хорошо продуманным подбором документов, интересным для учащихся набором вопросов и заданий репродуктивного, преобразующего и творческого характера, в том числе заданий к иллюстрациям и картам. Между тем его авторы допускают чрезмерное упрощение исторических фактов и причинно-следственных связей. К учебнику имеется полный УМК.

Для учебника М.Ю. Брандта «История Средних веков» (6-й класс), который является частью содержательной линии по всеобщей истории издательства «Дрофа», характерна новизна определенной части сведений об образе жизни, обычаях и традициях народов эпохи средневековья. Информация основных текстов расширяется за счет удачно подобранных дополнительных описаний. Со страниц учебника школьники могут почерпнуть интересные сведения о том, как одевались средневековые люди в разных странах, чем они занимались, на основе каких ценностей, идеалов и правил строили отношения и т.п. Разнообразие материалов позволяет учителю осуществлять отбор необходимого и достаточного содержания обучения, дифференцируя его на основе различий в познавательных возможностях учащихся. Основные тексты учебника дополнены документами, интересными фактами, справочными материалами, иллюстрациями, информацией под рубриками «Для тех, кто хочет знать больше», «Подведем итоги», «Автор советует прочитать». Серия рассказов, завершающих некоторые параграфы, собрана под заголовками «Эпоха в лицах», «Образы времени», «Трудный вопрос». Кроме традиционных «Вопросов к параграфу», в учебнике есть рубрики «Читаем и отвечаем на вопросы», «Интересное задание». Чаще всего в этих рубриках подобраны задания исследовательского, проблемного или преобразующего характера. Учебник привлекает внимание многих творчески работающих педагогов. При этом часть учителей, преимущественно ориентированных на традиционное обучение, считает его объем чрезмерным. Учебник обеспечен УМК.

Учебники Т.В. Черниковой «История России. IX-XVI вв.» и «История России. XVI-XVIII вв.» (6-й и 7-й классы) открывают линию по отечественной истории для основной школы издательства «Дрофа». В них ярко представлен социокультурологический подход к изучению истории, т.е. содержится много разнообразных сведений о жизни, занятиях, быте русского люда разного социального положения. Значительное число описательных деталей содействует формированию у учащихся ярких и запоминающихся представлений об изучаемом периоде. Особенностью двух учебников
Т.В. Черниковой является то, что у читателя создается впечатление присутствия автора в описываемых событиях. Автор либо ведет рассказ, либо задает и отвечает на вопросы. Учебники включают многочисленные иллюстрации и хронологический календарь, что дополняет и корректирует представления учащихся о своеобразии различных исторических событий. Событийные и тематические карты отличаются красочным исполнением и хорошей соотнесенностью с содержанием текстов. Методический аппарат учебников в большей степени ориентирован на воспроизведение знаний, несмотря на наличие некоторого количества преобразующих, проблемных, развивающих и творческих заданий. Сопутствующие учебно-методические материалы к учебникам отличаются тем же недостатком.

Учебники С.Н. Бурина «Новая история» для 7-го и 8-го классов продолжают линию по всеобщей истории издательства «Дрофа». Для них характерны ориентация на выявление связей между явлениями, происходившими в различных странах, и продуманность методического обеспечения. Развитие стран Европы и Америки представлено как единый цивилизационный процесс. Информация о периоде нового времени дополнена сведениями о раннем новом времени (XV-XVI вв.). Наряду с различными событиями и процессами политической и социально-экономической направленности в учебниках значительное место занимают сведения о достижениях духовной и материальной культуры, вопросы быта народов разных стран. Методическое обеспечение основных текстов дифференцировано и представляет синтез традиционной и развивающей систем обучения. Оба учебника являются частью УМК.

В перечень включен учебник Л.М. Ляшенко «История России. XIX век» (9-й класс) издательства «Дрофа». Автор стремится в доступной и интересной форме преподнести сложные и противоречивые события девятнадцатого века. Учебник ценен тем, что в нем на фоне серьезнейших политических и социально-экономических процессов разносторонне рассматривается русский человек: творческий, созидающий, стремящийся стать свободным и внешне и внутренне. Сложные исторические термины и понятия автор трансформирует в доступные для понимания и усвоения девятиклассниками. В основу учебника положен цивилизационный подход, однако в нем явно просматриваются элементы формационного подхода. Дополнительные материалы (документы) позволяют учащимся сформировать собственное мнение по поводу того или иного исторического факта или события.

Наряду с содержанием весьма продуман и методический аппарат учебника. Он включает целый ряд приемов, активизирующих усвоение учебного содержания и стимулирующих интерес школьников к предмету. В рубриках «Поспорим», «Историческая разноголосица, или Кто прав?» автор предлагает вопросы и задания, предусматривающие обсуждение и осмысление изученного материала. В УМК входят «Методическое пособие» для учителя (автор Л.М. Ляшенко), расширяющее рамки содержания учебника, и «Рабочая тетрадь».

Учебник, которым завершается изучение истории России в рамках данной содержательной линии издательства «Дрофа», - «История России. XX век» (9-й класс) О.В. Волобуева и др. Авторы стремятся беспристрастно и без излишних эмоций рассмотреть события двадцатого века. Учебник хорошо иллюстрирован, обеспечен картами, интересными документами. В методическом плане он достаточно традиционен.

Один из наиболее удачных учебников для выпускников основной школы - это учебник «Новейшая история. XX век» С.Н. Бурина (9-й класс) издательства «Дрофа». В нем с позиций обществоведческого подхода исследуются сложные и противоречивые процессы последнего столетия. Учебник рассчитан на 40 учебных часов, однако при использовании нетрадиционных форм и технологий обучения истории учащиеся могут освоить его и за 30 часов.

В учебнике много черно-белых, но оригинальных иллюстраций. Кроме того, он обеспечен небольшим альбомом цветных иллюстраций. Однако в учебнике недостаточно исторических карт. На полях его страниц размещены весьма оригинальные рубрики: «Факт», «Свидетельство», указаны даты событий, некоторые задания. Методическое обеспечение основных текстов дифференцировано на четыре уровня и в целом представляет синтез традиционной и развивающей систем обучения. В УМК входят программа и пособие для учителя.

 

Вторая содержательная линия учебников издательства «Дрофа»

Вторую линию издательства «Дрофа» (четвертую по счету в Федеральном перечне учебников для основной школы) открывает учебник С.В. Колпакова и Н.А. Селунской «История Древнего мира». Он отличается необычностью методического решения - авторами предпринята попытка сделать все элементы учебника обучающими. Однако она не до конца реализована. Тексты учебника включают в себя основную и дополнительную части. В них преобладает образное описание истории людей, дается много информации о жизни, быте, отношениях людей из разных социальных групп разных государств Древнего мира. Перечисленное выше в наибольшей степени способствует формированию правильного представления об эпохе, развитию умения обнаруживать причинно-следственные связи, формировать и поддерживать устойчивый интерес к истории в целом. Учебник укомплектован УМК.

В состав этой содержательной линии вошел учебник М.В. Пономарева, А.В. Абрамова, С.В. Тырина «История средних веков» (6-й класс). Авторы учебника придерживаются цивилизационного подхода к изучению истории, что отразилось в большом объеме информации о жизни людей и их достижениях. Это важно для формирования у учащихся ярких образов эпохи средневековья, позитивного отношения к нравственным категориям прошлого и их изменению в силу социально-политических и экономических преобразований в обществе. В методическом обеспечении учебника авторами предпринята попытка реализовать идеи развивающего обучения. Учебник обеспечен УМК.

Следующими в этой содержательной линии являются два учебника под одинаковым названием «Новая история зарубежных стран» В.А. Ведюшкина, С.НБурина (для 7-го и 8-го классов). В учебниках предпринята попытка подойти к освещению событий и процессов нового периода истории с точки зрения цивилизационного подхода. Однако нельзя признать ее удачной, поскольку значительная часть материалов учебников посвящена политическим и экономическим процессам. Авторами хорошо отобран дополнительный материал (документы), иллюстрации, исторические карты. Вместе с тем основные тексты перегружены избыточной, второстепенной информацией, большим количеством дат. Методическое обеспечение учебников достаточно традиционно, т.е. ориентировано преимущественно на отработку у учащихся навыков воспроизведения информации. Учебники являются частью УМК.

Данную линию издательства «Дрофа» продолжают учебники А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной «История государства и народов России» для 6-го, 7, 8 и 9-го классов. В них история русского народа рассматривается неразрывно с историей других народов, населяющих Россию. Это повышает ценность данных учебников, поскольку дает возможность учителю включать в изучение тем содержательные блоки по краеведению. Содержание учебников излагается в соответствии с традиционным подходом к изучению истории. Методический аппарат учебника также достаточно традиционен.

В перечень включен учебник А.В. Шубина «Новейшая история зарубежных стран» (9-й класс). В нем реализуется идея антропологического подхода к освещению событий мировой истории XX века. Учебник грамотно структурирован, замечательно иллюстрирован, в нем есть уникальные фотографии. Он обеспечен яркими, четкими картами событий и явлений. Содержание учебника включает достаточное количество запоминающихся описаний событий. Его стиль доступен для подростков и располагает их к беседе с автором. В учебнике много интересных методических решений, например рубрика «Подведем итоги» после основного текста параграфа, подборки высказываний, характеризующие историческое событие и его участников. Учебник обеспечен УМК.

 

Содержательная линия учебников издательства «Русское слово»

Открывает линию учебник Ф.А. Михайловского «История Древнего мира» (5-й класс). Он интересен большим количеством новых описаний и неординарной интерпретацией уже известных событий, явлений и понятий. Благодаря образному языку автор достаточно просто раскрывает сложные для понимания пятиклассников абстрактные исторические понятия. Вместе с тем учебник перегружен фактическим материалом, персоналиями, что снижает возможность его использования в массовой практике. Он ориентирован на достаточно опытного учителя, который сможет отобрать необходимый для обязательного усвоения материал, определить блоки для домашнего или факультативного чтения, не требующего контроля. Илюстративный ряд учебника сочетает черно-белые и цветные изображения, что снижает интерес к нему у пятиклассников. В нем недостаточно карт. При этом имеющиеся карты выполнены в достаточно мелком масштабе. Методический аппарат учебника отличается концептуальной эклектичностью, что затрудняет усвоение материала и снижает результативность обучения. Несмотря на указанные недостатки, учебник интересен, необычен в части отбора содержания обучения. Он обеспечен УМК. Однако «Книга для учителя» не может удовлетворить все запросы современного педагога, перед которым стоят задачи реализации целого ряда подходов в обучении истории.

Периоду средневековья в этой линии посвящен учебник М.А. Бойцова, Р.М. Шукурова «История Средних веков» (6-й класс). Это один из первых учебников нового поколения, ориентированных на развитие у учащихся умения находить необходимую информацию в дополнительных текстах, пользоваться дополнительной литературой. Он ориентирован на реализацию современных подходов к изучению истории. Главной его особенностью является то, что изложение материала начинается не с европейской истории, а с истории Византии. Больше внимания, чем в других учебниках по Средневековью, в нем уделено истории Руси. Таким образом, авторы выделили приоритеты для России, заимствовавшей религию, культуру и традиции у Византии, а не у Европы. Учебник содержит интересный подбор документов, для него характерно наличие творческих и проблемных заданий. Ключевые понятия курса подкреплены образными описаниями, содействующими установлению причинно-следственных связей, выходу учащихся на понимание закономерностей общественного развития и различных мировоззренческих идей. Важно, что в этом учебнике преобладают вопросы творческого, проблемного, развивающего характера. Следует отметить, что данный учебник чаще всего используется педагогами как дополнительная учебная книга из-за сложности изложения, значительного объема материала, отсутствия методического пособия и рабочей тетради. В настоящее время учебник переработан и обеспечен программой и «Книгой для учителя».

Концептуальную линию учебных книг по отечественной истории издательства «Русское слово» открывают учебники Е.В. Пчелова «История России» для 6-го и 7-го классов. На их страницах автор сделал попытку представить историю человека, а не историю политических процессов Древней Руси и Московского государства. Оба издания выполнены в многоцветном диапазоне, обеспечены ярким, качественным картографическим материалом по ключевым темам и событиям. Их основной материал изложен увлекательно и доступно. Учебники предоставляют учителю возможность осуществить отбор необходимого и достаточного для усвоения учащимися учебного материала. В тексты учебников включены диаграммы и таблицы, что позволяет учителю организовывать продуктивную учебную деятельность учащихся на уроке и дома. Основные тексты сопровождены дополнительными материалами. Методический аппарат учебников одноуровневый. В конце учебников имеются перечни основных дат курса, имен наиболее значимых исторических деятелей, основных понятий, что весьма удобно для учащихся и учителя. Оба учебника дополняются книгой для учителя, которая, к сожалению, отличается лаконичностью и не может в полной мере удовлетворить запросы педагогов.

Учебник А.Н. Боханова «История России. XIX век» (8-й класс) продолжает концептуальную линию издательства «Русское слово» по отечественной истории. В нем содержатся интересные сведения не только о политическом и социально-экономическом развитии российского общества XIX века, но и о жизни политических и государственных деятелей, включая членов царской семьи. Учебник А.Н. Боханова «История России. XIX век» отличается простотой и занимательностью изложения материалов. Автор знакомит школьников с разными точками зрения на исторические события, новыми подходами к трактовке некоторых явлений. Все это делает учебник интересной, заставляющей задуматься книгой. Вместе с тем его методический аппарат ориентирует учащегося на традиционное воспроизведение учебного содержания. В УМК наряду с учебником вошли программа и очень краткая «Книга для учителя», содержание которой носит характер кратких рекомендаций по проведению занятий.

В учебниках Н.В. Загладина «Новая история» (8-й класс) и «Новейшая история зарубежных стран. XX век» (9-й класс) учтены результаты последних исследований в области всеобщей истории. Они завершают линию учебников издательства «Русское слово» по всеобщей истории. Учебники Н.В. Загладина известны сегодня как наиболее качественно проработанные учебные книги нового поколения, отвечающие современным требованиям педагогики и психологии. Оба учебника хорошо структурированы. Каждый параграф в них начинается с проблемного вопроса или группы проблемных вопросов. Рисунки и карты черно-белые, но в конце учебника имеется альбом цветных карт и иллюстраций. Учебники содержат необходимое количество таблиц, схем и диаграмм. Однако они не сопровождаются заданиями для обработки заключенной в них информации. Методический аппарат учебника ориентирует школьников на продуктивную деятельность и содержит разнообразные задания и вопросы. В УМК входят учебник, программа и книга для учителя.

Учебник «История Отечества. XX век» коллектива авторов в составе Н.В. Загладина, С.Т. Минакова и др. (9-й класс) завершает линию издательства «Русское слово». Для него характерны новизна подходов к трактовке некоторых событий XX века, наличие интересного для школьников документального и биографического материала. Учебник может быть интересен не только в силу достоинств своего содержания, но и благодаря современному методическому оснащению. Он является частью УМК.

 

Содержательная линия учебников издательства «Центр гуманитарного образования» (ЦГО)

Учебник А.Б. Ваньковой «История Древнего мира» (5-й класс) открывает содержательную линию учебных книг этого издательства. Содержание учебного материала в нем изложено увлекательно и доступно. Дополнительные тексты учебника расширяют рамки основных и содействуют восприятию учащимися особенностей исторической эпохи. Интересны сведения о повседневной жизни народов древности. Характерной особенностью учебника является соблюдение концептуальной логики в освещении исторических явлений и процессов. История древности предстает в нем как многообразный, сложный, но закономерный и глобальный процесс. Автор постоянно обращает внимание школьников на идею единства человеческой цивилизации. Учащиеся могут без труда проследить за трансформацией социальных ценностей, складывающихся в процессе эволюции общества, что весьма важно для изучения истории. Методический аппарат этого и других учебников А.В. Ваньковой («История России» для 6-х и 7-х классов) преимущественно направлен на организацию репродуктивной деятельности школьников. В нем очень редко можно встретить вопросы и задания развивающего и творческого характера. Учебник обеспечен УМК.

По истории средневековья в перечень включен учебник Н.И. Девятайкиной «История Средних веков» (6-й класс). Он пользуется популярностью у учителей в силу доступности изложения материала и качественного методического обеспечения. Сложнейшие процессы средневекового периода истории рассматриваются в нем с позиций хронологического, сравнительно-исторического и гуманистического подходов. Широко и увлекательно в учебнике представлены бытовая и социальная стороны жизни общества, что содействует формированию у школьников ярких, запоминающихся, образных представлений о жизни народов в эпоху Средневековья.

Следует отметить и достаточно продуманное методическое обеспечение учебника. В начале каждой главы обозначены ключевые даты. Каждый параграф начинается с повторения «Вспомним». Расширяют информацию параграфа рубрики «Строкой источника», «Работаем с источником», «Работаем с картой». Разнообразие методических идей привлекает учащихся, и они с интересом изучают довольно сложный для восприятия исторический период. Автор стремилась сделать все элементы учебника обучающими, в том числе и иллюстрации, карты и др., что весьма актуально для современной педагогики. Методический аппарат позволяет использовать данный учебник в классах разных типов (лицейских, гимназических, общеобразовательных) и для учащихся с разными способностями к обучению. Методическое обеспечение интересно структурировано: наряду с обычным набором вопросов и заданий после основного текста есть подпункты «работаем с иллюстрацией», «письменное задание», «вопросы к источнику». Большое количество заданий творческого, проблемного характера позволяет учителю чаще применять разнообразные приемы, методы и формы обучения. Удачен прием «Реши историческую задачу». Учебник Н.И. Девятайкиной обеспечен УМК.

Линию учебных книг издательства «Центр гуманитарного образования» по отечественной истории открывают учебники А.Б. Ваньковой «История России» для 6-го и 7-го классов. Их тексты включают большое количество образных описаний, содействующих формированию у школьников представлений о тех или иных фактах и явлениях российской истории. В учебниках удачно сбалансирована информация о развитии политической и социальной жизни российского общества. Интересны новизной своей интерпретации характеристики древнерусских княжеств и их населения; взгляды на соперничество княжеств за лидерство в объединении русских земель, на опричнину и события вокруг нее и др. Содержание учебников позволяет учителю отбирать необходимый для усвоения учебный материал для организации дифференцированной работы в отдельном классе и в классах разного уровня. Картографический материал доступен и при правильной организации деятельности школьников может способствовать развитию творческого потенциала учащихся. Вместе с тем методический аппарат учебников преимущественно традиционен. В нем редки вопросы и задания проблемного и творческого характера. Учебники обеспечены УМК, который включает программу и методическое пособие для учителя.

Основной идеей учебника Н.С. Креленко «Новая история. I часть» (7-й класс) является идея развития социума. В учебнике четко соблюдены хронологические рамки излагаемой информации, в начале глав размещены хронологическая лента изучаемого периода, ключевые даты. Основные тексты дополняют источники по теме. Содержание учебника привлекает учащихся седьмого класса доступностью и динамичностью изложения, стилем и образностью языка автора. Однако учебник перегружен излишними фактами и персоналиями, а его методический аппарат недостаточен для решения задач развития школьников. Преобладание черно-белых иллюстраций и наличие небольшого альбома цветных фотографий, расположенного в середине учебника, снижает их дидактическую значимость. УМК соответствует методической схеме учебника.

Учебник Н.В. Троицкого «История России. XIX век» издательства «Центр гуманитарного образования» (ЦГО) известен многим учителям своим особым эмоционально-художественным описанием фактов и сложных исторических процессов. Автор стремился образно показать настроения общества, пережившего не одну волну модернизации. Учебник содержит интересные, познавательные и зачастую неизвестные ранее факты из истории XIX века, которые, бесспорно, имели существенный резонанс в последующий период исторического развития. В нем приведено большое количество характеристик исторических деятелей того периода, учащимся предоставляется возможность самостоятельно оценить их деятельность и поступки, что также весьма ценно. Автор не навязывает своей точки зрения, он приводит суждения, которые помогут учащимся сформировать собственное мнение об определенных фактах и явлениях данного исторического периода. Содержание учебных текстов логично построено и доступно изложено. Вместе с тем детализация событий позволяет учителю осуществлять определенный отбор необходимого и достаточного учебного материала. Учебник рационально структурирован, продуманно оформлен. Большое количество карт и иллюстраций позволяет учителю организовать разнообразные практические занятия. Для учебника характерна продуманность методического обеспечения, ориентированного на общее развитие школьников. Тем не менее в нем недостаточно проблемных и творческих заданий. Учебник имеет УМК.

Учебник А.А. Кредера «Новая история. Часть II» (8-й класс) концептуально позволяет продолжить изучение курса новой истории. Данный учебник выделяется среди других обилием информации справочного характера. В то же время в нем слабо разработана методическая часть. Учебник обеспечен УМК.

Линию издательства по отечественной истории завершает один из наиболее удачных и проверенных школьной практикой учебников - учебник Л.Н. Жаровой и И.А. Мишиной «История Отечества». В его основных и дополнительных текстах прослеживается логика модернизационных процессов: от аграрного к индустриальному; от индустриального - к постиндустриальному. Поэтому все параграфы учебника пронизаны модернизационным контекстом, в них выделены особенности данных процессов в разные исторические периоды. Четко прослеживается трансформация общественных ценностей, хорошо показана смена государственных форм (империя, советская республика, демократия). В методической концепции учебника авторы стремились уйти от логико-рациональной педагогики к художественно-эмоциональному развитию учащихся. Его методический аппарат строится на основе рефлексии, эмпатии, развития коммуникативного подхода. В методическом обеспечении авторы попытались реализовать идею компетентностного подхода к изучению истории, целью которого является самоопределение учащихся. Авторы нашли новые решения методических задач: интересны задания на основе фотоальбома, музея, задания на развитие интуиции («Предположите о…») и т.д. Таким образом, данный учебник можно признать одним из наиболее перспективных учебников истории для современной школы.

Учебник А.А. Кредера «Новейшая история зарубежных стран» (9-й класс) известен фактологической насыщенностью своего содержания. Он знаком многим учителям своими недостатками, хотя обладает и значительным рядом достоинств. В свое время он создавался с учетом правил разработки европейских и американских учебных изданий. Как и предыдущий учебник этого автора, он содержит информацию преимущественно справочного характера. Конечно, для опытного педагога с творческим потенциалом существуют огромные возможности для развития учащихся на основе данного учебника. Следует отметить, что он обеспечен УМК.

 

Содержательная линия учебников издательства «Мнемозина»

Данную содержательную линию открывает новый учебник В.А. Головиной, Г.А. Кошеленко, А.А. Немировского, В.И. Уколовой «История Древнего мира» (5-й класс). В увлекательной и доступной форме в нем раскрывается мир древней истории, зарождение цивилизаций, религий и культуры, которая стала фундаментом современного человечества. В текст учебника включены оригинальные дополнительные тексты, интересные иллюстрации. Пятиклассник найдет в нем много новых для себя сведений о жизни древних народов. Методическое обеспечение учебника сочетает традиционный и развивающий подходы к обучению истории.

Еще один новый авторский коллектив издательства в составе В.В. Сухова, А.Ю. Морозова и Э.Н. Абдуллаева создал учебник «История Средних веков»
(6-й класс). В нем доступно и увлекательно раскрываются основные события эпохи средневековья. Авторы используют рубрики «Дети в истории», «Откуда мы это знаем», «Занимательные факты» и др. для повышения мотивации шестиклассников к изучению истории. Главной особенностью учебника является синхронное изучение всеобщей истории и истории России. Методическое обеспечение учебника - разноуровневое, оно включает различные виды вопросов и заданий. Учебник подкреплен УМК.

Учебники И.Н. Данилевского и И.Л. Андреева «История России с древнейших времен по XVI в.» (6-й класс), а также И.Л. Андреева и И.Н. Данилевского «История России от Средневековья к Новому времени» (7-й класс) отличаются некоторой новизной в отборе содержания обучения, подборе фактов и их интерпретации. Как и в других учебниках линии издательства «Мнемозина», в них отчетливо видна авторская позиция. Их методическое обеспечение соответствует возрастным психолого-педагогическим требованиям и ориентировано на сочетание традиционного и развивающего подходов к обучению истории.

В учебнике Е.Н. Захаровой «Новая история. Мир с конца XV по XVIII век» (7-й класс) раскрываются ведущие тенденции развития политической, социально-экономической и духовной жизни зарубежных стран в изучаемый период истории. Автор акцентирует внимание школьников на ключевых событиях и явлениях, оказавших значительное влияние на ход исторического процесса. Образ эпохи дополняют описания нравов, быта, достижений культуры жителей различных стран мира. Методический аппарат учебника двухуровневый, в нем преобладают репродуктивные вопросы. При этом интерес представляют вопросы и задания преобразующего и исследовательского характера. Имеется УМК.

Учебник Е.Н. Захаровой «История России. XIX-начало XX века» (8-й класс) отличается логичностью в изложении материала и четкостью в отслеживании причинно-следственных связей. Он рационально структурирован. В текстах учебника много интересных деталей, в новом свете раскрывающих известные факты и явления. Все это делает его интересным для школьников, что способствует лучшему усвоению учащимися материала. В методическом оснащении применены репродуктивные, преобразующие, развивающие, проблемные и творческие вопросы и задания, что отвечает современным требованиям к учебнику нового поколения.

Еще один учебник Е.Н. Захаровой «Новая история. Мир в XIX-начале XX века» (8-й класс) преемственен в концептуальном плане с предыдущим учебником этого автора. Он содержит значительный фактологический материал, позволяющий учителю осуществлять отбор сведений для изучения учащимися на уроке и дома. Перегруженность материала не позволяет использовать учебник в массовой практике.

Завершает изучение отечественной истории в рамках данной предметно-концептуальной линии новый учебник В.В. Сухова, А.Ю. Морозова и Э.НАбдуллаева «История России. XX век» (9-й класс). В нем авторы предлагают свое видение истории ушедшего века. Учебник предполагает реализацию развивающего подхода к обучению. На взгляд автора статьи, он требует значительного времени на апробацию и коррекцию способов реализации заявленных в нем целей.

В учебнике Л.Н. Алексашкиной «Новейшая история. XX век» (9-й класс) учтены современные достижения исторической науки. В нем даются взвешенные оценки сложных и противоречивых исторических явлений и процессов. Значительное внимание в учебнике уделено прослеживанию связей всеобщей и отечественной истории. Разнообразен и богат биографический и иллюстративный материал. Методический аппарат учебника отличается оригинальностью и новыми идеями.

 

Незаконченные содержательные линии учебников по истории для основной школы

Издательство «Просвещение»

Комплект учебников А.А. Преображенского, Б.А. Рыбакова «История Отечества» (6-й и 7-й классы) используется в школе не первый год и хорошо известен большинству учителей. В учебниках рассматриваются основные политические события, явления и процессы разных периодов истории России, оказавшие решающее воздействие на последующее развитие страны. Несмотря на неоднократную доработку текстов, учебники перегружены второстепенными сведениями, им присуща некоторая резкость в оценках отдельных событий, что осложняет усвоение программного материала учащимися. Методический аппарат четко ориентирован на традиционный подход к обучению истории. Учебники имеют УМК.

 

Издательство «Дрофа»

Новый учебник Г.И. Годера, Г.А. Ртищевой «История Средних веков» (6-й класс) интересен тем, что его авторы акцентируют внимание учащихся не только на ключевых событиях, явлениях и процессах Средневековья, но и обращают внимание школьников на роль исторических деятелей в истории. В учебнике представлены яркие характеристики и описания жизни представителей разных слоев средневекового общества. Хорошо продуманы методический аппарат, подбор иллюстраций и карт.

Учебный комплект по истории для 6-9-х классов Б.Г. Пашкова «История России с древнейших времен по XX век» отражает новейшие достижения отечественной и зарубежной историографии. Автор осторожно и взвешенно анализирует исторический путь России. Учебный комплект отличает тщательность в отборе фактического материала. В методическом аппарате учебника удачно сочетаются традиционный и развивающий подходы к обучению истории.

Учебник П.Н. Зырянова «История России. XIX век» (8-й класс) давно известен учителям общеобразовательных школ. Однако он содержит недостаточное количество фактического материала для изучения отечественной истории XIX века. Методический аппарат учебника в основном направлен на формирование у восьмиклассников навыков репродуктивной деятельности.

 

Издательство «Русское слово»

Для учебников Л.Н. Жаровой и И.А. Мишиной характерно рассмотрение истории с точки зрения модернизационного контекста. В их учебнике «Новая история. Часть I» (7-й класс) история рассматривается как процесс развития и взаимодействия цивилизаций и культур. Его отличает хороший отбор материала по истории культуры и искусства, что представляется весомым достижением авторов. Методический аппарат учебника отличается разноуровневостью, ориентацией на группировку, сравнение, сопоставление и анализ сведений из нескольких параграфов. Отдельным значком выделяются задания творческого характера. Учебник является частью УМК.

Авторам нового учебника Л.Н. Жаровой, М.В. Загладина, И.А. Мишиной «Новая история. Часть II» (8-й класс) удалось гармонично, доступно и увлекательно преподнести разнообразные и сложные исторические события и явления. Учебник интересен рядом концептуальных, методических и дидактических находок. Методическое решение соответствует современным тенденциям в педагогике.

 

Издательство «Балас»

С.В. Колпаков, В.А. Рогожкин и С.В. Тырин создали доступный и содержательный учебник для пятиклассников по истории Древнего мира. Авторы стремились выстроить методический алгоритм на основе деятельностного подхода, что в целом им удалось.

В учебнике А.А. Данилова, Д.Д. Данилова и др. «Российская история с древнейших времен до начала XVI века» (6-й класс) в целом доступно и понятно рассматривается проблема становления российского государства. Тем не менее он содержит много обобщений, зачастую сложных для понимания шестиклассниками. Методический аппарат учебника представляет попытку соединения традиционного и деятельностного подходов.

Учебник В.А. Рогожкина, Д.Д. Данилова, Н.С. Павловой «Российская история Нового времени. XVI-XVIII века» (7-й класс) продолжает и развивает концептуальные и дидактические идеи предыдущего учебника.

 

Издательство «Балас, С-инфо»

В перечень вошел учебник М.В. Пономарева, В.А. Рогожкина и др. «История Средних веков» (6-й класс), который создавался в рамках цивилизационного подхода. Это отразилось в многообразии информации о жизни людей и их достижениях. Методическое обеспечение учебника ориентировано на реализацию идей развивающего обучения: учащимся предлагаются разнообразные задания, включая самостоятельное изучение документов и их анализ, исследование иллюстраций и карт и т.д. Учебник является частью УМК.

 

Издательство «Новый учебник»

В перечень включен довольно известный учебник Л.А. Кацва и А.Л. Юрганова «История России»
(6-й класс). Его особенностью является разноуровневый характер в содержательном и методическом планах. С этой целью в учебнике усилена фактологическая детализация рассматриваемого периода истории. Вопросы и задания проблемно-развивающего, исследовательского и творческого характера направлены на осмысленное усвоение и запоминание учебного материала.

 

Издательство «ВЛАДОС»

Учебный комплект М.Т. Студеникина «История России» для 6-7-х классов отражает основные события, явления и процессы, происходившие в нашей стране с древнейших времен по XVIII век. Учебник реализует традиционный подход в части содержания и методики преподавания.

Учебник А.М. Родригес и М.В. Пономарева «Новейшая история зарубежных стран» (9-й класс) интересен для учащихся, увлекающихся всемирной историей. В нем содержится много разнообразных аналитических сведений из новейшей истории зарубежных стран. Ключевые общемировые события рассматриваются в учебнике с позиций интеграции мирового сообщества, эволюционного развития постиндустриальной цивилизации, феномена единства и многообразия мира. Между тем он перегружен второстепенной информацией, что осложняет усвоение учебного материала. Методический аппарат учебника формирует в основном репродуктивную деятельность учащихся. Имеет смысл использовать его в гимназических и лицейских классах.

 

Старшая школа

 

Линия учебников издательства «Просвещение»

Содержательная линия издательства «Просвещение» включает в себя два концептуально единых учебника для 10-го класса - «История России с древнейших времен до конца XVII века» А.Н. Сахарова и В.И. Буганова и «История России. Конец XVII-XIX век» В.И. Буганова и П.Н. Зырянова. Учебники отличаются чрезмерной детализацией, оригинальностью авторской интерпретации фактов и событий. Методическому обеспечению в них отведено весьма незначительное место.

Изучение истории России XX века продолжается по учебнику А.А. Левандовского, Е.Ю. Щетинова «История России: XX-начало XXI века» для 11-го класса. Он создавался с учетом того, что учащиеся в основной школе усвоили фактологическую базу по предмету. Учебник интересен обобщенностью изложения, серьезным анализом проблем и событий наиболее сложных периодов истории России. В нем можно найти факты, которые ранее не включались в другие учебники. Следует отметить, что информация в учебнике подается достаточно взвешенно, доступно и интересно. Его методическое обеспечение хорошо продумано, что содействует осмыслению учебного материала. Учебник является частью УМК, в который входит также книга Ю.А. Щетинова «Дополнительные материалы к учебнику «Россия в XX веке» (11-й класс).

А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, А.О. Чубарьян, А.А. Данилов и др. создали новый учебник «Отечественная история. XX-начало XXI века» для 11-го класса, выпущенный в том же издательстве. Он также включен в данную линию. На сегодня этот учебник - один из самых интересных и перспективных в концептуальном и методическом аспектах. Значительное место в нем уделено жизни российского общества, в том числе культуре. Материал учебника преподносится на обобщенном уровне, с учетом изученного в основной школе. Учащиеся найдут в нем много новых и занимательных фактов, которые могут способствовать развитию и поддержанию интереса к отечественной истории. Методический аппарат учебника гармонично сочетает различные современные подходы к изучению истории.

С точки зрения цивилизационного подхода рассматривает историю России И.И. Ионов в учебнике «Российская цивилизация», который включает программный материал для 10-11-х классов. Учебник предназначен для изучающих курс «Основные вехи мировых цивилизаций». Автором предпринята попытка осмысления российской истории с позиций традиций, ценностей и идеалов национальной культуры, влияния католической Европы и мусульманского Востока. С новых позиций рассматриваются попытки реформ в России. Логически прослеживаются этапы формирования общественного самосознания общества: от языческого к христианско-православному, национальному, имперскому и к современному - цивилизационному, космическому. Учебник оснащен разноуровневым методическим аппаратом, который способствует развитию сотрудничества между учащимися и учителем и позволяет решать на уроке разнообразные творческие задачи. Учебник является частью хорошо разработанного УМК.

Учебник А.А. Улуняна и Е.Ю. Сергеева «Новейшая история зарубежных стран» для 11-го класса имеет разноуровневый методический аппарат и качественные рекомендации для учащихся. Авторам удалось показать процессы и явления XX века как закономерный результат развития человеческого общества в предшествующие века. Большое значение в учебнике уделяется социально-экономической и культурной сферам жизни общества. Учебник хорошо структурирован и оформлен. Он обеспечен необходимыми картами и качественным методическим аппаратом, укомплектован УМК.

Учебники истории для старшей школы линии издательства «Просвещение» различны с точки зрения своих концептуальных оснований. Нельзя однозначно утверждать, что какие-то из них подходят только к первой или только ко второй предметным линиям учебников основной школы, выпускаемых этим издательством. Поэтому учитель должен самостоятельно определить комплект учебников по истории для старшеклассников.

 

Первая линия учебников издательства «Дрофа»

Первая линия издательства «Дрофа» является второй по счету в перечне. Она представлена двумя учебниками по отечественной истории для 10-го класса: учебником Н.И. Павленко, И.Л. Андреева «История России с древнейших времен по XVII век» и учебником Н.И. Павленко, Л.М. Ляшенко, В.А. Твардовской «История России с XVIII по XIX век». Они привлекают занимательностью изложения и более доступным стилем, чем аналогичный учебник А.Н. Сахарова. Однако методическая часть учебника уступает в качестве и соответствии задачам старшей школы. К данным учебникам разработаны рабочие тетради.

Продолжает курс отечественной истории учебник В.П. Островского и А.И. Уткина «История России. XX век» (для 11-го класса), написанный в начале 90-х годов и не преодолевший, несмотря на доработку, резкость оценок и излишнюю эмоциональность. Содержание учебника остается сложным и противоречивым для освоения учащимися, информация в нем изложена недостаточно интересно. Его методический аппарат в большей степени ориентирован на репродуктивную деятельность школьников. В учебнике недостаточно заданий и вопросов для организации самостоятельной работы учащихся.

Учебники данной линии создавались в рамках традиционного подхода и во многом концептуально расходятся с идеями, реализуемыми в первой линии учебников истории для основной школы издательства «Дрофа». Поэтому линии учебников для старшей школы, которая бы преемственно продолжила первую линию учебников издательства «Дрофа» для основной школы, нет.

 

Вторая линия учебников издательства «Дрофа»

Вторая линия учебных книг по отечественной истории издательства «Дрофа» представлена комплектом из двух учебников О.В. Волобуева, В.А. Клокова, М.В. Пономарева и др. «Россия и мир с древнейших времен до конца XX века» (10-11-е классы). В них предпринята попытка реализовать интегрированный подход к изучению истории. В учебниках интегрированно рассматриваются процессы и закономерности исторического развития России и мира. С точки зрения авторов учебников разнообразные, зачастую противоречащие друг другу мнения ученых содействуют формированию у учащихся собственной позиции по тому или иному вопросу. Методическое обеспечение учебников отражает приверженность авторов традиционному обучению, хотя в их текстах встречаются задания проблемного характера. Учебники обеспечены программами. Эта линия учебников в большей степени преемственна со второй линией учебников по истории для основной школы, выпущенных издательством «Дрофа».

Учебник по всеобщей истории О.С. Сороко-Цюпа «Мир в XX веке» (программный материал для 11-го класса), выпущенный в том же издательстве, предполагает изучение исторических событий и процессов XX века с позиций теории модернизации. Он создан на основе преемственности с материалами, изложенными в учебнике того же автора для 9-го класса. Следует отметить, что в учебнике «Мир в ХХ веке» содержание преподносится более проблемно, обобщенно и углубленно. Методический аппарат учебника преимущественно традиционный, задания на осмысление материала школьниками встречаются достаточно редко.

 

Содержательная линия учебников издательства «Русское слово»

Издательство «Русское слово» выпустило учебник А.Н. Сахарова «История России с древнейших времен до конца XVI века» (10-й класс) и учебник А.Н. Сахарова и А.Н. Боханова «История России с древнейших времен до конца XIX века» (10-й класс). Последний из них, появившись в результате сотрудничества двух крупнейших ученых-историков, отличается рядом содержательных находок. Он соответствует особенностям восприятия учебной информации старшеклассниками и позволяет им качественно подготовиться к государственной аттестации. Обилие фактического материала в обоих учебниках позволяет учителю делать выбор, удовлетворяя потребность школьников в углубленных знаниях по национальной истории. Методический аппарат учебников гармонично сочетает разные подходы к изучению истории. Оба учебника являются частью разработанного УМК.

Продолжить изучение истории России предлагается по учебнику Н.В. Загладина, С.И. Козленко и др. «История Отечества. XX век-начало XXI века» (11-й класс). Он стал победителем всероссийского конкурса на лучший учебник по новейшей истории. Данный учебник развивает концептуальные, дидактические и методические идеи учебника этих авторов для 9-го класса. Он отличается от многих действующих сегодня в школе учебников истории новыми акцентами и обобщениями представленного материала, расширенным и углубленным освещением событий и тем, обилием документальных и биографических данных. Авторы учли новейшие достижения современной историографии отечественной новейшей истории. К достоинствам учебника следует отнести наличие в нем рубрик «Точка зрения», «История в лицах», «Документальные материалы», помещенных непосредственно в тексте параграфа. Дополнительные материалы помещены в том месте текста, где их появления требует логика изложения основного содержания. Удачна находка авторов образного, символического отражения событий в фотографиях, например: «Лицо войны». Однако из-за довольно низкого полиграфического качества большинство фотографий невозможно рассмотреть, поэтому они не выполняют обучающей нагрузки. К одной из основных проблем учебника следует отнести недостаточно глубокое раскрытие ряда важных тем, таких как «Гражданская война», «Хрущевская оттепель», «Андроповский маятник». Также в нем чрезмерно эмоционально представлены некоторые события и исторические личности. Методический аппарат в целом не способствует решению задач, которые ставятся перед современным учебником истории для старшей школы. Учебник является частью УМК.

Содержание двух учебников по всеобщей истории Н.В. Загладина «Всемирная история с древнейших времен до конца XIX века» и «Всемирная история. XX век» для 10-11-х классов охватывает все ее периоды. Материал в них преподносится на новом для учащихся уровне, что делает учебники весьма познавательными. Они написаны на основе цивилизационного подхода, поэтому содержат много разнообразных сведений о социальной и культурной сферах жизни общества разных стран. Значительное место в них уделяется духовному развитию человечества. Учебники отличаются яркостью и доступностью изложения, новизной подходов, разносторонностью анализа явлений и событий истории, взвешенностью оценок. Эстетическое и методическое решение учебников рационально и интересно. Издание качественно иллюстрировано. Методический аппарат учебников ориентирован на самостоятельную работу старшеклассников и их творческое развитие. Учебник обеспечен УМК.

Следует отметить, что учебники по истории издательства «Русское слово» для старшей школы концептуально близки учебникам для основной школы, издаваемым этим издательством.

 

Незаконченные содержательные линии учебников по истории для старшей школы

Учебник Л.Н. Алексашкиной, А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «Россия и мир в XX веке» (11-й класс) издательства «Просвещение» объединил в себе курсы отечественной и зарубежной истории. В нем российская история рассматривается интегрированно, в контексте мировой истории. Авторы стремились написать учебник об истории человека, и им это вполне удалось. Методическое обеспечение учебника разноуровневое.

В издательстве «Мнемозина» вышли учебники М.Ю. Неборского, С.С. Секеринского, Т.В. Черниковой «История России. IX-XX век» в двух частях (для 10-го и 11-го классов); «История России. XX век. Часть» (11-й класс) О.В. Волобуева, С.В. Кулешова и их же дополнительные материалы к учебникам «История России. XX век», «Россия в постсоветский период. 90-е годы XX-начало XXI века. Ч. II» (11-й класс).

Незаконченная линия по всеобщей истории в этом издательстве представлена учебником Л.Н. Алексашкиной «Новейшая история. XX век» (11-й класс).

Издательством «ЦГО» выпущен учебник Б.Г. Якименко «История Отечества. С древнейших времен по XXI век» в четырех частях (10-11-е классы).

Издательство «ВЛАДОС» издало учебник по всеобщей истории «Новейшая история» А.М. Родригес и др. (10-11-е классы).

Из незаконченных содержательных линий издательства «Русское слово» следует отметить интегрированный курс для 11-го класса «История России и мира. XX век» Н.В. Загладина.

 

ãЖурнал «Практика административной работы в школе», № 3, 2005

 

 

 

Назад                    На главную

 

Hosted by uCoz