Как управлять домашними заданиями

 

Н. Вербицкая, заместитель директора школы № 105, В. Бодряков, кандидат физико-математических наук, г. Екатеринбург

 

 

В процессе обучения существует еще один компонент, нуждающийся в управлении, - самостоятельная работа учащегося по выполнению домашнего задания. Без нее не обойтись, поскольку именно так происходит переработка полученной учебной информации во внутреннее знание, без нее все глубоко и прочно забывается. Но самостоятельная деятельность школьника тоже нуждается в правильном нормировании и управлении. как это возможно?

 

Можно ли установить нормы временных затрат?

Возможно, конечно, определить средние временные рамки выполнения домашнего задания, однако при этом важно осознавать, что кто-то из учащихся уложится в эти рамки, а кто-то непременно выйдет за них, и при этом неизбежны перегрузки. А результат перегрузки - умственное переутомление, демотивация ребенка к учению. В нынешней ситуации только в небольшом количестве семей дети имеют дома необходимую поддержку и внимание, потому в решении проблем с домашней работой большинство из них вынуждено рассчитывать только на себя.

Чаще всего школьник избавляется от перегрузок очень просто - перестает работать дома. После этого пробелы и недоработки нарастают, как снежный ком, и н конце концов приводят к тому, что даже ребенок, имеющий в начале обучения прекрасные интеллектуальные возможности, к итоговой аттестации приходит со знаниями ниже минимума требований образовательного стандарта.

Как же управлять самостоятельной работой так, чтобы избежать перегрузок? В этом отношении наши дети остро нуждаются в индивидуальном подходе. Речь идет не только и не столько об индивидуализации содержания материала, предлагаемого для домашней работы, а о так называемой технологической индивидуализации, связанной с диагностикой и развитием темповых показателей учебной деятельности ребенка.

Темповые показатели учебной деятельности

Темповые показатели учебной деятельности очень тесно связаны не только с психологическими, но и психофизиологическими особенностями ребенка. В интегральной психофизиологии выделяются три скоростных фактора индивидуальности человека: скорость построения прогнозов в ситуации вероятностного обучения; скорость умственных действий; скорость психомоторных действий.

Все указанные факторы имеют довольно сложную психофизиологическую природу, для нас же они важны тем, что имеют значительное влияние на ход образовательного процесса каждого ребенка. В традиционном обучении наибольшее влияние имеют два последних фактора. Остановимся на них подробнее. Скорость умственных действий - очень важный темповой показатель учебной деятельности, однако его измерение в практике управления является довольно трудоемким. Безусловно, знание среднего темпа, в котором мыслит ребенок, поможет сделать управление его самостоятельной деятельностью действенным и из бежать перегрузок. Но, как показывает практика, темп мыслительной деятельности школьника очень сильно зависит от типа материала, внутренней мотивации и его интересов. Кроме того, темп мыслительной деятельности является далеко не единственным значимым фактором в определении временных и энергетических затрат на самостоятельную домашнюю деятельность. Как показали наши исследования, значительное влияние на временные и энергетические затраты в самостоятельной домашней работе имеет третий скоростной фактор, связанный с психомоторными действиями ребенка. С ним связаны три основных темповых показателя учебной деятельности, определяющие временные затраты на самостоятельную домашнюю деятельность: темп чтения, темп счета, темп письма.

Несмотря на кажущуюся внешнюю простоту, указанные темповые показатели имеют довольно сложную психофизиологическую природу и оказывают очень сильное влияние на характер учебной деятельности человека в течение всей его последующей жизни. Рассмотрим каждый из темповых показателей и его значение в управлении временными затратами на домашнюю работу ребенка.

Темп чтения

Темпу или технике чтения уделяется довольно много внимания на первой ступени обучения. Это естественно, ведь именно в это время этот темп и формируется. Однако есть некоторые нюансы, которые порой становятся причиной проблем в формировании этого показателя. Дело в том, что внутри темпа чтения существуют два взаимосвязанных, но достаточно обособленных темпа. Они представлены на схеме.

Темп сканирования - это как раз тот темп, который в основном получается в процессе измерения техники чтения в 1-3-м классах. Он представляет собой беглое ознакомление с текстом, когда учащийся не вдумывается глубоко в его содержание. Темп же осмысленного чтения неразделим с процессом интенсивной интеллектуальной работы над текстом, и он обычно гораздо ниже темпа сканирования. Последний наращивается довольно быстро, а вот для увеличения темпа осмысленного чтения требуется очень серьезная тренинговая работа. Для временных затрат на домашнюю самостоятельную деятельность на второй и третьей ступенях обучения (наряду с первой)

наиболее важным является как раз темп осмысленного чтения. Но если в 1 -3-м классах

 

 

регулярные проверки техники чтения стимулируют его развитие, то, начиная с 5-го класса, темп чтения учащихся начинает неуклонно падать. Причем уменьшается также и темп сканирования. В чем причина? Она лежит в психофизиологической природе этого темпа.

Виды деятельности, связанные с физиологией организма, обычно нуждаются для поддержания нужного состояния в регулярном тренинге, но в среднем школьном звене такого темпа практически нет. Считается, что работа с учебными текстами сама стимулирует процесс наращивания темпа чтения, но реально происходит его падение. И это приводит к следующей ситуации: в процессе обучения происходит непрерывный рост количества материала, который учащийся должен прочитать и осмыслить дома, однако из-за падения темпа чтения возможность полноценной домашней работы становится все менее реальной.

Представим себе ситуацию, соответствующую обычному учебному дню в 7-м классе. В процессе домашней подготовки школьнику нужно прочитать 20-25 страниц по литературе, 5-6 страниц по физике, 10-15 страниц по истории и 1-1,5 страницы по математике. В среднем - 40-45 страниц научного текста. Если темп осмысленного чтения ребенка 60-70 слов в минуту (что бывает довольно часто), то для того, чтобы просто один раз прочитать все заданное, понадобится 2-3 часа. И это только прочитать! Очевидно, что такие перегрузки неизбежно приведут к тому, что ребенок просто не будет читать и осмысливать материал. В лучшем случае он его просканирует, чтобы иметь определенный уровень информированности. Решение проблемы связано с правильной организацией управления процессом домашнего чтения, основанной на диагностике индивидуального темпа чтения ребенка. Для этого нужны индивидуальные домашние задания, посильные для учащегося и в объеме, и сложности. Да и характер формулировки задания должен стимулировать развитие темпа осмысленного чтения. Учащимся необходимо объяснить, «как читать», а не только «что читать». В технологии обучения игры на музыкальном инструменте есть тренировочный прием игры в медленном темпе. Многие учащиеся также нуждаются в чтении в «медленном темпе», с детальным осмыслением прочитанного. Конечно, при этом ребенок не сможет усвоить большие пласты информации, но это даст ему возможность освоить их в будущем.

Темп письма и темп счета

Красивое, грамотное письмо занимает значительное время и требует больших энергетических затрат ребенка. Если количество письменных заданий слишком велико, то ребенок порой вынужден писать слишком быстро. К сожалению, такая спешка приводит не к увеличению темпа письма, а к необратимому искажению почерка и перенапряжению мышц руки. Рост темпа письма возможен при регулярном письме в удобном для ребенка темпе, когда он сам в состоянии успеть проконтролировать все написанное. Таким образом, мы снова приходим к необходимости индивидуализации в управлении домашней деятельностью ребенка, когда объем и характер задания способствует выработке красивого письма и роста темпа. Темп счета, или количество элементарных арифметических операций в минуту, является основой для управления временными затратами на решение в процессе домашней работы задач по различным предметам. Очень часто стремление ребенка побыстрее избавиться от объемной работы приводит к искусственному увеличению темпа счета, что порождает неизбежные ошибки и необходимость «пересчитывать» задание уже в нормальном медленном темпе. Наращивание темпа счета через специально организованную тренинговую систему позволит уменьшить количество ошибок при счете и соответственно уменьшить временные затраты.

Таким образом, измерение и развитие темповых показателей учебной деятельности может стать основой для действенной системы управления самостоятельной деятельностью школьника дома.

Конкретная управленческая работа в данном случае возможна в двух направлениях: индивидуальное нормирование объема домашнего задания; система индивидуальной тренинговой работы по увеличению темповых показателей. Оба направления способствуют преодолению перегрузок в обучении и создают условия для комфортной деятельности. К тому же естественное увеличение темповых показателей нацелено и на возможности ребенка эффективно продолжать обучение в будущем.



©
Журнал «Директор школы», ¹3, 1998

 

 

 

Назад                                    На главную

 

 

Hosted by uCoz