Личностная ориентация образовательного процесса в условиях модернизации школьного образования.

Программа эксперимента

 

Дрянова С.А., зам директора по НМР сош №8, г. Краснокаменск

 

Актуальность

В "Концепции модернизации российского образования до 2010 г" отмечено, что "…модернизация общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции".

Современное развитие общества требует качественных изменений в системе образования, где основными направлениями развития должны стать поворот к человеку, создание условий для его эффективного саморазвития.

Педагогическое сообщество все более приходит к пониманию перспективности парадигмы личностно-ориентированного образования. Причина такого внимания заключается в том, что наиважнейшей ценностью современного общества становится человек, способный к поиску и освоению новых знаний, принятию нестандартных решений в жизненных ситуациях. Отсюда и положение о сущности образования как "деятельности, которая охраняет и поддерживает детство и ребенка, сохраняет, передает и развивает культуру, создает творческие среды развития ребенка, стимулирует индивидуальное и коллективное творчество" (Е.В. Бондаревская). Принятие позиции образования как личностной ценности приобретает для педагога и учащегося в их образовательном пространстве личностно-значимый смысл.

Положение дел в системе школьного образования характеризуется тем, что обучение учащихся осуществляется по традиционной модели, способной обеспечить простое воспроизводство человеческой культуры. Преподнося детям "ничейные" знания, заставляя усваивать их, школа воспитывает потребителя, теряя при этом творца и деятеля. Преобладание внешней заданности в целях, содержании и технологии образования приводит к ослаблению внутренней мотивации учеников, невостребованности их творческого потенциала, развитию негативных явлений, связанных с нежеланием детей учиться, отчуждением от школьного обучения, гиперболизации формальных ценностей образования (получение отметки, сдача экзаменов, поступление в ВУЗ). "Знаниевый" подход к обучению, репродуктивные формы организации познавательной деятельности ведут к увеличению учебной нагрузки учащихся, ухудшению их физического здоровья, повышению уровня напряженности, психологическому дискомфорту.

Поэтому необходим переход от предметно-ориентированного обучения, основная цель которого передача содержания данной предметной области к обучению, ориентированному на развитие ученика, на формирование его мотивационной сферы, независимого стиля мышления, общеучебных умений и навыков.

Возрождающийся подход к человеку как абсолютной ценности, творцу самого себя и обстоятельств своей жизнедеятельности вызывает необходимость по - новому взглянуть на профессиональную деятельность педагога, обладающего новым мировоззрением, новым мироощущением и моровосприятием, иными качествами мышления и деятельности, чем в традиционной системе образования.

Таким образом, личностная ориентация означает "новый стиль профессионального поведения, иной строй мысли и в целом - образ учителя" (В.В. Сериков).  Но реализация этого подхода во многом сдерживается недостаточным уровнем общей и педагогической культуры, психолого-педагогической компетентности большей части педагогов, которые сформированы традиционной парадигмой педагогического образования, отличающейся ориентацией на знания, когда "знания, умения и навыки становятся абсолютной ценностью и заслоняют собой человека" (Е.В. Бондаревская).

Основой представлений о личности являются представления, сложившиеся в гуманистической педагогике и психологии:

-          она обладает огромными внутренними ресурсами для самопознания и изменения Я - концепции (К. Роджерс);

-          потребностями в творчестве, в самоизменении и самоактуализации     (А. Маслоу);

-          целенаправленностью и ценностно-ориентированным поведением, стремлением к целостности, свободе выбора, ответственности (Н.А. Бердяев, В.С. Библер, Л.Н. Куликова, В.В. Сериков, И.С. Якиманская).

 

Эти методологические позиции позволили сформулировать тему

эксперимента: "Личностная ориентация образовательного процесса в условиях модернизации школьного образования". Работа школы в парадигме личностной ориентации позволит разрешить ряд противоречий:

-          между провозглашаемой ориентацией на развитие личности ученика и реальной ориентацией на освоение максимально большего объема знаний;

-          между возрастающими требованиями к личности и профессиональной деятельности учителя и фактическим уровнем его методологической готовности;

-          между необходимостью отслеживания личностного развития ученика и личностно-профессионального роста учителя и отсутствием системы мониторинга.

 

Цель: Определить педагогические пути и средства личностной ориентации образовательного процесса и реализовать их на практике.

 

Объект исследования: образовательный процесс в школе в условиях модернизации образования.

 

Предмет исследования: педагогические пути и средства обеспечения личностной ориентации образовательного процесса в школе в условиях модернизации образования.

 

Гипотеза: Личностная ориентация образовательного процесса в условиях модернизации школьного образования будет эффективной, если:       

-          организация образовательного процесса предполагает личностное становление учителя и ученика;

-          разработана и обеспечена система работы по повышению педагогической компетентности учителя в условиях модернизации образования;

-          создан и реализован индивидуальный образовательный маршрут ученика;

-          осуществлен мониторинг образовательного процесса в условиях модернизации школьного образования.

 

Задачи:

  1. Разработать и обеспечить систему работы по повышению педагогической компетентности учителя в условиях модернизации образования.
  2. Создать и реализовать индивидуальный образовательный маршрут ученика.
  3. Осуществить мониторинг образовательного процесса в условиях модернизации школьного образования.

 

Диагностический инструментарий:

-          анализ отечественного и зарубежного опыта по избранной проблеме;

-          педагогические наблюдения за участниками образовательного процесса;

-          устные и письменные опросы;

-          метод самооценки;

-          мониторинг эксперимента;

-          анализ деятельности ученика и учителя;

-          изучение и обобщение опыта, получаемого в ходе эксперимента.

 

Сроки эксперимента:  2001 - 2006 гг.

 

Этапы эксперимента:

I этап - диагностико-проектировочный (2001 г.)

 

Цель: Обеспечение условий для проведения эксперимента.

Задачи:

  1. Анализ состояния учебно-воспитательного процесса;
  2. Методическое обеспечение эксперимента;
  3. Дальнейшее развитие материально-технической базы школы.

 

Содержание и формы работы:

-          диагностика трудностей и проблем образовательного процесса;

-          входной мониторинг уровня учебных достижений и уровня психо-физиологического состояния обучающихся;

-          развитие материально-технической и учебно-методической базы школы;

-          подбор, изучение и анализ литературы по личностной ориентации;

-          разработка системы научно-методической работы с педагогическими кадрами.

Прогнозируемый результат:

-          материалы анализа;

-          обработанный материал выявленных трудностей и проблем среди учащихся, педагогов, родителей;

-          результаты входного мониторинга;

-          системное моделирование личностно-ориентированного процесса.

 

II этап - практический (2002 - 2005 гг.)

Цель: Определение педагогических путей и средств личностной ориентации образовательного процесса.

Задачи:

1.                  Обеспечить необходимые условия личностной ориентации образовательного процесса.

2.                  Выявить факторы, влияющие на личностное становление и учителя, и ученика.

Содержание и формы работы:

Реализация проектов:

-          Управление качеством образования в условиях модернизации общеобразовательной школы;

-          Здоровьесбережение учащихся как одно из направлений модернизации школьного образования;

-          Совершенствование системы воспитания школьников через взаимодействие с социумом;

-          Профессиональное развитие педагога в условиях личностно-ориентированного образования;

-          Психолого-педагогическое сопровождение развития личности учащегося.

Прогнозируемый результат:

-          модель психолого-педагогического сопровождения развития личности учащегося;

-          модель личностно-профессионального развития педагога;

-          улучшение состояния физического, психического, нравственного здоровья учащихся;

-          у выпускника школы будут сформированы когнитивные, креативные, методологические качества (В.С. Леднев, Ю.И. Дик, А.В. Хуторской).

 

III этап - обобщающий (2006 г.)

Цель: Обобщить полученные в ходе эксперимента результаты по личностной ориентации образовательного процесса.

Задачи:

1.               Проанализировать личностный рост учащихся и личностно-профессиональный рост педагогов;

2.               Провести итоговый мониторинг уровня учебных достижений, психо-физиологического состояния учащихся.

3.               Обобщить опыт работы участников эксперимента.

4.               Выработать необходимые рекомендации для дальнейшей работы.

Содержание и формы работы:

-          анализ и обобщение полученных результатов, их соотнесение с поставленными целями;

-          проведение научно-практической конференции по завершению ОЭР;

-          оформление и описание результатов;

-          экспертиза эксперимента с учетом прогноза потерь.

Прогнозируемый результат:

Будут оформлены в виде текста существенные для становления учителя и учащегося факторы, закономерности, принципы, условия.

Результаты эксперимента могут быть распространены в массовой школе.

 

Критерии эффективности результатов исследования:

дидактические:

уровень учебных достижений учащихся в соответствии с требованиями государственных стандартов;

психологические:

-          уровень развития познавательных интересов (мышления, памяти, воображения и т.д.);

-          эмоционального состояния (уровень, активности, и т.д.);

-          уровень общих и специальных способностей (интеллектуальные, творческие, художественные и т.д.);

-          личностные черты (самооценка, потребность в достижениях и т.д.);

-          коммуникативные способности.

• физиолого-гигиенические:

влияние разных видов деятельности, учебной нагрузки на здоровье учащихся.

• воспитательные:

уровень сформированности ценностных ориентаций учащихся, уровень ответственности за профессиональный выбор, качества творческой личности учащегося.

 

• социологические:

степень удовлетворенности всех участников образовательного процесса качеством образования.

 

Прогноз положительных результатов:

Ученик:

Овладение выпускником школы следующими личностными качествами:

-          когнитивными, которые необходимы в процессе познания учеником внешнего мира;

-          креативными, которые обеспечивают условия создания учеником творческого продукта деятельности;

-          методологическими, проявляющимися при организации образовательной деятельности ученика в двух предыдущих ее проявлениях - в познании и творении.

(В.С. Леднев, Ю.И. Дик, А.В. Хуторской)

Учитель:

Развитие трех основных компонентов структуры педагогической деятельности:

-          мотивационно-ориентированный компонент - система присущих учителю личностно значимых мотивов педагогической деятельности и связанных с ними ценностных отношений, ориентаций, интересов, установок;

-          содержательно-операционной - системные знания в психолого-педагогической и социально-предметной сферах и умение оперировать ими в различных условиях профессиональной деятельности;

-          оценочно-рефлексивный - самоанализ, самокоррекция, самооценка, оценка уровня готовности к изменению, самодостраиванию.

Это позволит осуществить переход учителя на концептуальной уровень своего личностно-профессионального саморазвития.

 

Прогноз возможных негативных последствий:

-          существует возможность простого декларирования своей позиции педагогическим коллективом без ее реального изменения (без отказа от традиционного образования). Это может превратить деятельность по личностной ориентации образовательного процесса в имитацию изменений, к которым учителя на самом деле не готовы;

-          переход на личностную ориентацию образовательного процесса может оказаться нерезультативным, если у педагогов и учащихся будет недостаточно развит мотивационный компонент, ведущий их к самоизменению;

-          у учителей и учащихся может быть недостаточно развит оценочно-рефлексивный компонент - самооценка, самокоррекция, самоанализ;

-          существует опасность превращения равноправного сотрудничества в соревнование, которое не способствует достижению желаемых педагогических целей.

Способы коррекции:

-          мотивация педагогического и ученического коллектива на организацию образовательного процесса, основанного на личностной ориентации;

-          методологическая и практическая готовность педагогов работать в парадигме личностно-ориентированного образования;

-          участие педагогов в конкурсах педагогического мастерства;

-          создание благоприятного психологического климата, ситуации успеха, другодоминантности;

-          обучение педагогов и учащихся приемам рефлексивной деятельности;

-          создание системы психолого-педагогического сопровождения развития личности ученика;

-          научное обеспечение сопровождения хода исследовательской деятельности учителей.

-           

Функциональные обязанности:

Директор школы:

обеспечивает стратегическое управление реализацией программы по ОЭР;

обеспечивает планирование, организацию, контроль и анализ деятельности по достижению положительных результатов, определенных экспериментальной программой;

создает необходимые организационно-педагогические и материально-финансовые условия для выполнения программы по ОЭР.

Заместитель директора по НМР:

планирует и организует инновационно-экспериментальную и научно-методическую работу в школе;

руководит работой НМС, кафедр, ШМО;

организует работу по выявлению затруднений педагогов, изучению обобщению и использованию передового педагогического опыта;

наблюдает за ходом образовательного процесса в условиях ОЭР: посещает учебные занятия и другие мероприятия, анализирует их, вырабатывает необходимые рекомендации;

руководит психологической службой и работой библиотеки;

организует разработку учебных планов, обоснованный выбор учебных программ и учебников;

осуществляет информационно-аналитическое и кадровое обеспечение ОЭР и научно-методической работы;

осуществляет внешние связи, необходимые для успешного осуществления инновационной деятельности и информирования всех заинтересованных лиц, учреждений и организаций;

ведет документацию ОЭР, отчитывается перед пед. коллективом школы, органами управления образованием о ходе и результатах научных исследований и инновационно-экспериментальной деятельности;

ведет мониторинг ОЭР;

организует и проводит аттестацию педагогических работников;

ведет учет повышения квалификации учителей;

участвует в подготовке и проведении педсоветов, совещаний, собраний.

Психолог школы:

организует психологическое сопровождение образовательного процесса;

наблюдает и проводит коррекцию психологического климата в школе;

отслеживает влияние образовательного процесса на психическое здоровье учащихся, их индивидуальное развитие.

Учителя-исследователи:

организуют образовательный процесс, основанный на личностной  ориентации; 

проходят курсы повышения квалификации по организации и проведению эксперимента;

вносят предложения по совершенствованию образовательного процесса в ходе эксперимента;

имеют право на получение методической помощи по организации и проведению эксперимента;

используют педагогические технологии, способствующие сохранению и укреплению здоровья детей;

осуществляют научно-исследовательскую работу по эксперименту, представляют отчет о ходе и результатах эксперимента руководителю школы.

 

Участники эксперимента:  учащиеся, педагоги школы.

 

База эксперимента: средняя общеобразовательная школа №8 г. Краснокаменска Читинской области.

 

Тип эксперимента: формирующий

 

Статус эксперимента: федеральная экспериментальная площадка.

 

Результаты эксперимента будут представлены в форме отчета.

 

 

Министерство образования РФ

Комитет общего профессионального образования,

науки и молодежной политики

Комитет по управлению образованием г. Краснокаменска и Краснокаменского района

Средняя общеобразовательная школа № 8

 

Согласовано: _____                             Утверждено на заседании

Директор сош №8        НМС от "__"_______2003г.

Шапошникова Т.В.       ЗДНМР Дрянова С.А./___/

"___"_____________

 

 

 

Назад                                    На главную

Hosted by uCoz